Икона как источник истории
В Киеве представили перевод книги «Царі та козаки. Загадки української ікони» Сергея ПлохияВпервые печатный труд профессора украинской истории в Гарвардском университете, директора Гарвардского украинского научного института Сергея Плохия был опубликован на английском языке в 2002 году. С тех пор прошло достаточно много времени. Несмотря на это, книга не утратила свою актуальность. Особенно заметным это становится на фоне последних информационных событий, связанных с предоставлением Украине Томоса. К тому же, труд приходит к украинскому читателю с достаточно большими изменениями и дополнениями к прошлому изданию, в котором Плохий исследует настроения казацкой элиты через призму их отображения на иконах XVII—XVIII вв.
«ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННО ЗАГЛЯНУТЬ В РЕЛИГИОЗНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИР»
Автор искусно вписывает иконографию «казацкого Покрова» в сложный и противоречивый контекст политической, интеллектуальной, конфессиональной и культурной истории Гетманщины и Правобережной Украины. Проводился подробный анализ, как можно трактовать риторику казацкой иконы. В первую очередь это касалось изображения политической и религиозной верхушки. С его помощью наши предки сумели сохранить для нас уникальные фрагменты противоборства и взаимодействия в сознании тогдашних слоев населения, которые принадлежали к разнообразным конкурентным идеологиям. В частности, остро затрагивался вопрос веры, а именно: принадлежности к руськой православной, униатской, малороссийской и других.
— Исследование икон открыло для меня более многогранный мир. В средневековом представлении икона считалась окном в потусторонний мир и способом общения с высшими силами. Я же смотрю на иконы того периода, как на источник понимания жизни того времени. Они показывают, как формировались социальные и политические отношения. Это можно также дополнить письменными источниками для более полной картины, — рассказывал Сергей Плохий во время презентации в Центре польских и европейских исследований. — Правда, иконы мало исследовали по причине неканоничности, ведь изображать на них живых людей было не принято. Именно эта нестандартность украинской иконы дает возможность одновременно заглянуть в религиозный и политический мир. Потому что в XVIII в. можно было изображать на одной иконе Ивана Мазепу, Петра I и полковников...
ИДЕОЛОГИЯ МАЛОРОССИЙСТВА ПОЯВИЛАСЬ ВО ВРЕМЕНА КИЕВСКОГО МИТРОПОЛИТА ИОВА БОРЕЦКОГО
Ученый затрагивает также вечную тему возникновения малороссийской идентичности. По его словам, впервые ее подняло киевское духовенство. Впоследствии довольно большой «вклад» сделала власть Гетманщины, которая пыталась соединить благосклонность к имперской отчизне с отстаиванием своего права на защиту церковной и культурной независимости Украины от дерзких нападений соседей.
— Идеология малороссийства появилась во времена киевского митрополита Иова Борецкого в 20-х годах ХVII св. А свое развитие обрела немного позже — во времена Гетманщины после 1654 года. До этого все упоминания о Руси ограничивались только украинскими и белорусскими землями. Тогда уже начали говорить и о Москве. Впервые это фиксируется в историческом произведении «Синопсис», который был издан в 1674 году по благословению архимандрита Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля. Правда, нужно отметить, что это издание в то же время защищало традиционные права киевского духовенства от Московского патриархата. Ведь Киев представляли более важным центром, — считает историк.
«ПРИМЕР ТОГО, КАК ИЗ МАЛЕНЬКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МОЖНО ВЫЙТИ НА БОЛЬШОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАСТРОЕНИЙ КАЗАЦКОЙ СТАРШИНЫ»
Встреча проходила в формате дискуссии. Это позволило выразить свое мнение всем, кто был причастен к созданию книги. Так, своими размышлениями поделилась переводчик Татьяна Григорьева.
— На мой взгляд, книга в действительности не об иконах. Это пример того, как из маленького изображения можно выйти на большое исследование настроений казацкой старшины. Здесь собственными глазами можно увидеть их вкусы, потому что при заказе икон выбирались люди, которых хотят видеть рядом. Поэтому можно проследить развитие общества в течение полутора века. До этого я не имела ничего общего с религиозной темой и не очень интересовалась сакральным искусством. Но по окончании работы над книгой я побежала в Национальный художественный музей на первый этаж, потому что эти образы, наконец-то, начали что-то говорить мне», — объясняет Т. Григорьева.
Как замечает известный историк и профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия» Наталья Яковенко, основная ценность этого издания заключается в описании и осознании важности икон через призму истории, а не лишь искусства.
Выпуск газеты №:
№191, (2018)Section
Украинцы - читайте!