«Браво, Лобачевка!»
Народный артист Украины Петр Панчук создал театр в волынском селе, из которого родомНародному любительскому театру села Лобачевка, что на Гороховщине, всего пять лет, а слава о нем разнеслась далеко за пределы Волыни. Руководит театром Петр Фадеевич Панчук, народный артист Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, ведущий актер Национального академического драматического театра имени Ивана Франко, который неоднократно был героем публикаций «Дня».
В ОТПУСКЕ ВСЕ РАВНО ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ
20 августа театр презентовал свою очередную постановку в районном народном доме «Просвіта» в Горохове. Это спектакль по произведению Мыколы Кулиша «Мына Мазайло». Сельские актеры начали работать над ним еще в прошлом году, тогда же состоялась премьера в Лобачевке. В этом году решили презентовать ее на районной сцене.
Перед началом спектакля Петр Панчук сделал экскурс в прошлое и рассказал о том, что сама пьеса «Мына Мазайло» написана еще в 1928 году. В конце выступления Петр Панчук прибавил: «В 1930 году автора пьесы Мыколу Кулиша арестовали, впоследствии репрессировали и расстреляли...»
Дальше был спектакль на два действия. Интересно, что сам Панчук в этом году в нем не принимал участия, а только занимался режиссурой. «Устроил своеобразное боевое крещение для лобачевцев, — делится впечатлениями Петр Фадеевич. — У нас раньше играли актеры и из Киева, и из Москвы, и из Польши, и я неоднократно исполнял главные роли, а в этом году спектакль уникальный, ведь в нем не было ни одного профессионального актера. Только выходцы из села».
Думаю, как народный артист Украины находит время для работы с сельским театром? Это же тяжелее, здесь нет профессионалов. «На это дан человеку отпуск, — улыбается Петр Панчук. — Как только появится свободная минутка, спешу сюда, проводим репетиции и готовимся к выступлению. Конечно, с любителями работать тяжелее, да и людям в селе нечего и думать о театре, когда нужно ухаживать за скотом. Но мы проводили репетиции, часто ночью, по два-три раза повторяли. Бывало, что даже засыпали на репетициях актеры», — вспоминает Петр Фадеевич.
«СТУЧИТЕ — И ОТВОРЯТ ВАМ»
В том, что работа была выполнена колоссальная, я убеждался каждый раз, когда переполненный зал взрывался аплодисментами. В какой-то момент даже появились сомнения, что на сцене «панчуковцы» (так называют актеров театра односельчане). Недаром руководителя любительского театра Андрея Корнейко приняли за профессионального актера в столице, когда театралы были на съемках телепередачи «Надвечір’я» на Первом Национальном.
Лобачевцы уже радовали своей игрой жителей Горохова и сел района, Луцка, Киева. Поступают приглашения и из-за границы. А недавно в Лобачевку приехали телевизионщики из столицы, чтобы снять документальный фильм о театре в селе.
А все начиналось с разговора Петра Панчука с тогдашним директором Дома культуры Лобачевки Василием Грибом, который просил известного актера показать жителям села что-то «необычное». И Петр Фадеевич решил организовать театр. Но селян не сразу удавалось уговорить хотя бы прийти на репетицию.
«Знаете, в Священном Писании сказано: «Ищите — и найдете, стучите — и отворят вам», — говорит Петр Панчук. — Если очень чего-то хотеть и твердо стоять на своем, то люди обязательно поддержат. Это все только моя настойчивость...»
Сначала театр поставил пьесу Ивана Карпенко-Карого «Мартын Боруля», потом играли российскую классику — «Земляки» Василия Шукшина, два года тому назад ставили еврейскую классику — «В селе Анатовка» по произведению Шолом-Алейхема «Тевье-Тевель».
За это время почти неизменной осталась театральная труппа, в которую входят обычные лобачевцы: художественный руководитель театра Андрей Корнейко и его сын Сергей (кстати, студент факультета театра и кино Ривненского университета), заместитель директора ООШ I—III степеней села Лобачевка Зоряна Бойчук, работник охраны Богдан Квятковский, землеустроитель сельского совета Светлана Шевчук, ученицы местной школы Настя Савчук и Юлия Смаль, а также учитель музыки, звукорежиссер Александр Шепшелей. Роли в нынешнем спектакле мастерски исполнили и жена Петра Панчука Людмила, обладатель гран-при конкурса чтецов имени Тараса Шевченко, и их сынок Серафимчик, который сызмальства привыкает к сцене.
ЛЮБОВЬЮ К ТЕАТРУ ЗАРЯДИЛ ОДНОСЕЛЬЧАН
Петр Панчук — не самый ли известный в Украине гороховчанин, потому и подходить к нему после спектакля было как-то необычно. Но на удивление, ведущий украинский актер, который играет в четырех театрах и в кино, поразил своей простотой. Поэтому и разговор получился непринужденным.
Его игрой восхищаются не только в Украине, но и далеко за ее пределами. В Киеве Петр Панчук находит время работать в двух театрах — Национальном имени Франко, русской драмы имени Леси Украинки, а также играет в Муниципальном театре в Борисполе. Лобачевская трупа в его карьере четвертая.
Интересуюсь, бывает ли Петр Панчук неудовольный работой сельского театра. «Я такой человек, который всегда остается чем-то недоволен. Я недоволен своей игрой, бывает, недоволен и игрой актеров. Но в этом ничего страшного нет, страшнее, если бы я был доволен. Тогда бы не удалось достичь новых успехов. А так нам еще есть куда расти», — отвечает он.
Отдельно отметил Петр Панчук и газету «День», которая неоднократно публиковала материалы о нем и его родном театре имени Ивана Франко.
Мы поинтересовались у гороховчан, какое впечатление на них произвел спектакль.
Дина КОЛЕСНИК, начальник отдела культуры Гороховской райгосадминистрации:
— Сидя в зале, я представила, что нахожусь не в Горохове, а в столичном театре, ведь лобачевские любители в известной мере могут приравняться к профессионалам. Возможно, здесь нет всех условий для деятельности театра, не хватает света, но для зрителя сегодня это не главное. Все восхищены замечательной игрой наших любителей-гороховчан. Браво, Лобачевка!
Наталья НОВОСАД, учитель-филолог (село Ощив):
— «Панчуковцы», как всегда, на высоте. Филологическая комедия Кулиша в их трактовке зазвучала свежо, неожиданно и актуально. Поразил финал: невзирая на потуги «Путина в юбке» — тети Моти, будущее все же не за Мазениным, а за Мазайло-Квачем.
Примечательно, что несколько сместив привычные акценты, режиссер достиг временной связи между поколениями. Пьеса побуждала еще раз задуматься над тем, как не потерять украинские корни.
Рада, что на спектакль пришли мои ученики. У таких знаменитостей, как Петр Панчук, нужно учиться.
Ангелина ГРИЩУК, учитель-пенсионер, солист народного хора «Хлібодар» (село Вильховка):
— Лобачевский театр поразил меня своей натуральностью. Я впервые побывала на их спектакле. Честно, никогда не могла подумать, что люди, которых хорошо знаю по учительской работе, могут так перевоплотиться в героев постановки. Я бывала во многих театрах в Украине и за рубежом, видела звезд эстрады, но для меня сельский театр выглядел естественнее, в нем актеры не просто играли, а «проживали» собственные роли.