Художник-маэстро
Новое искусствоведческое исследование о творчестве Андрея ЧебыкинаВ издательстве «Криниця» (серия «Библіотека Шевченківського комітету») вышла книга «Феномен творчості Андрія Чебикіна» авторства доктора искусствоведения Ольги Лагутенко.
Эта монография родилась в сотворчестве двух уникальных личностей: харизматичного художника-маэстро, бесконечного в своих профессиональных метаморфозах Андрея Владимировича Чебыкина — академика Национальной академии искусств Украины, ректора Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, президента Национальной академии искусств Украины и искусствоведа с чрезвычайной творческой наработкой, в котором объединяются долголетняя историко-исследовательская работа с постоянной педагогической деятельностью в НАИИА, с кропотливым трудом музейного научного работника и творчеством арт-критика Ольги Андреевны Лагутенко.
В издании впервые воспроизведен в классическом формате хронологической последовательности творческий путь мастера с середины ХХ в. до середины 2010-х, рассмотрен феномен его разносторонних художественных проявлений, широкомасштабной художественной, общественной, культуро-творческой деятельности. Однако на первом плане в научном исследовании О. Лагутенко стоит Чебыкин-творец с талантом педагога, который с щедростью раскрывает своим ученикам секреты мастерства, приобретенные им на протяжении десятилетий художественно-пластические принципы искусства графики вместе с «прививанием» самоотверженной влюбленности в графические материалы.
Андрей Чебыкин — мастер и знаток эстампной графики, в частности офорта, литографии, монотипии, мешаной комбинаторики, как и авторских графических техник (сепия, уголь, карандаш, тушь, акварель) возглавляет в НАИИА с 1985 года «Мастерскую свободной графики», которая является своеобразной школой высокого профессионализма и креативного творчества, где учебный процесс нацелен на свободное раскрытие способностей студентов (а их Чебыкин вырастил около 300), почему они и боготворят своего учителя.
Чебыкин-ректор НАИИА — многолетний успешный администратор и Чебыкин-президент НАМУ — лидер творцов, который имеет в действительности беспрекословный авторитет среди коллег, отступают на второй план, и это, правду говоря, импонирует в книге, которой предназначено быть, в первую очередь, искусствоведческим исследованием. Хотя, нужно отдать должное, именно эти высокие должности сделали возможным значительный вклад Андрея Владимировича в сохранение и развитие лучших традиций киевской художественной школы, которая, несмотря на современные трансформации, продолжает исповедовать академические основы, которые дают базовую художественную культуру: то, что давно исчезло на Западе.
Напомним, что Шевченковскую премию А.В. Чебыкин получил не за свои административные заслуги и даже не за свой педагогический дар, а за самобытный талант мастера графики, произведения которого «очаровывают легкостью и красотой бытия, счастливым моцартианством исполнения, способного передать все, что предпочитает мастер, — упругую пульсацию жизненных энергий, исчезающую тень, подхваченную ветром, шорох трав и отблески солнца...» (Ольга Лагутенко). Наивысшую национальную награду в области искусства мастер заслужил своими эстетскими книжными иллюстрациями: графическим оформлением к литературным произведениям классиков и современных украинских писателей И. Франко, О. Гончара, Б. Олийныка, Г. Чубач, Н. Гнатюка, В. Грабовского, Л. Вышеславского и других, где Чебыкин раскрывает себя сторонником книги-метафоры во времени, что особенно чувствуется в талантливо проработанных им сонетах Ивана Франко «Зів’яле листя».
За десятилетия активного творчества художником созданы тысячи совершенных станковых композиций: серия офортов на тему космоса, многочисленные акватинты с мотивами Седнева, киевские пейзажи, американские пейзажи с могучими каньонами, крымские акварели, монотипии на сюжеты украинских народных обрядов, лирические «ню». В наработке мастера есть непревзойденные графические портреты, в том числе «Учитель. Портрет Г. Якутовича», многочисленные своеобразные автопортреты, а также узнаваемые по творческой манере со свойственным ему обостренным чувством линии, динамики ее движения монументальные гобелены, в частности серия для отделки Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко («Дерево жизни», «Вечная», «Танец», «Песня»). Через все творчество автора проходит красота женского образа, направленного в сторону многозначительных ассоциаций и аллюзий, — сугубо «чебыкинского» по индивидуальности восприятия и неповторимости решения изысканной, точной, убедительной, чувствительной к передаче самых тонких эмоций линией виртуозного мастера рисунка, где каждый штрих, несмотря на импровизационный характер фигуративных композиций, несет определенную содержательную и пластическую нагрузку.
Листая эту книгу, соглашаешься с высказыванием выдающегося художественного критика и поэта начала ХХ в. Сергея Маковского, что «графика — это аристократизм искусства»! Новое исследование Ольги Лагутенко выделяется обстоятельностью и фундаментальностью характера, как и все предыдущие семь монографий этого известного искусствоведа. Богатый иллюстративный материал издания «Феномен творчості Андрія Чебикіна» еще острее выявляет высокую художественную ценность произведений выдающегося украинского мастера, их незаурядное значение для национальной культуры Украины на рубеже ХХ—ХХІ веков.
Выпуск газеты №:
№233, (2016)Section
Украинцы - читайте!