Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Растет ли количество глупцов на планете?

Это один из часто задаваемых и не риторичных вопросов современности
10 февраля, 20:02

Над ним задумываются ученые, публицисты и обычные граждане, которым надоел примитивизм во всем богатстве его проявлений. «Включите любой новостной канал. Включите разговорное радио. Запустите свою ленту в социальных сетях. Глупость стала мейнстримом...» — сокрушается Эндрю Скотт, драматург из Лондона. «Это связано с тем, что в нашу ДНК вкралась серия мутаций, влияющих примерно на 5000 генов, контролирующих человеческий интеллект», — поддерживает писателя Джеральд Крэбтри, генетик из Стэнфордского университета. «Мировое падение IQ наблюдается с 1962 года и темпы только увеличиваются» —  резюмирует авторитетный научный журнал.

Мировая тревога о наступлении эры глупости актуализировалась и в нашей стране. Если раньше украинцам досаждали жадность, вранье и зрада, то сегодня в топ вышло состояние, которое словари определяют, как «поведение, свидетельствующее об отсутствии мышления или здравого смысла, невежество и ограниченность». Глупость наступает на нас с двух сторон. Снаружи нам грозит войной диктатор, потерявший связь с реальностью. Изнутри — плеяда профанов, пришедших к власти из-за кулис развлекательных шоу. Та и другая угрозы смертельны.

Итальянский историк экономики Карло М. Чиполла в 1976 году написал эссе, определившее пять законов человеческой глупости. Оно оказалось востребованным спустя много лет, когда большинство людей признали опасность явления, более разрушительного, чем итальянская мафия и промышленные корпорации. Вот эти пять законов. 1. Часто и повсеместно мы недооцениваем количество глупых людей в обращении. 2.Вероятность того, что определенный человек окажется глупым, не зависит от каких-либо других характеристик этого человека. 3.Глупый человек — это человек, который причиняет убытки другому лицу или группе лиц, а сам не получает выгоды и даже сам может нести убытки. 4. Неглупые люди всегда недооценивают разрушительную силу глупых личностей. 5. Глупый человек — самый опасный тип людей.

Трудно не согласиться, зная нашу прошлую и современную историю. Мы мужественно боролись против сильных негодяев, коварных захватчиков, продажных политиков, но терпели поражение не от них, а пустоты в головах соплеменников. 

Но как же распознать глупость в человеке? Где тот критерий отбора по уму, отвергающий значение одежки? Уровень IQ? Но его тоже сложно замерить простыми способами. Не так давно журнал New Yorker предложил очень образованным и мало просвещенным простую задачку. Бита и мяч стоят доллар и десять центов. Бита стоит на доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч? Подавляющее большинство из двух фокус групп мгновенно решили, что мяч стоит десять центов. (Правильный ответ: пять центов за мяч и доллар с пятью центами за биту). Вопрос на сообразительность, которой может недоставать умным и глупым в одинаковой мере.  Существует куча тестов, где человеку предлагают проверить уровень IQ, решая задачки с фигурками, кружочками и квадратиками. Все это хорошо для визуальных обобщений и некоторой логики, но ничего не скажет об уме человека.  Вот почему кроссворды, головоломки и состязания всевозможных знатоков не помогают решить философскую проблему диагностики разума человека. Более подходящей мне представляется оценка интеллекта по эволюционному биологу Джареду Даймонту, доказавшему, что все определяет среда жизни человека. Попавший из джунглей в современный город полинезиец будет восприниматься окружающими, как дикий и темный человек. То же самое случится с продвинутым интеллектуалом на островах Полинезии.  Каждого из нас среда заставляет использовать для выживания определенный набор знаний и навыков, выстраивать свои причинно-следственные связи. Кто-то копается в логическом позитивизме, кто-то в почве, на которой хорошо плодоносит ямс. Но есть и другая закономерность. В компании недалеких людей умный (если он не вождь) скорее всего будет выглядеть глупцом. А среди умных дурак окажется особенной личностью. Значит, жалобы на рост количества дураков могут быть и косвенным свидетельством увеличения доли умных. Шучу, конечно.

Вряд ли стоит обращать внимание на показатели IQ в разных географических и социальных средах. Хотя это не снимает главный вопрос: умнеет или глупеет человечество, вышедшее из веков рабства и темноты на дорогу прогресса? Цифровые технологии, адронные коллайдеры и космические телескопы доказывают, что — да, умнеет. Сообщества теорий вселенского заговора, антиваксеры, фанклубы диктаторов, богов, спортсменов и артистов говорят о противоположном. Создается впечатление о когнитивном торможении на сумасшедшей технологической скорости. Одни вагоны цивилизационного состава устремляются вперед, другие замедляются, смущая нас при составлении общего графика движения.

Среднюю величину IQ мы не определим, зато можем представить, как обстоят дела с усвоением знаний о современном мире в процессе и объеме.

— Лет 50 назад школьное образование по всему миру заменило тяжелый труд обучения легкой игрой. Без развлекательного момента дети скучали на уроках математики, языкознания, физики и географии. Такой подход к учебе перешел в устойчивую привычку, перечеркнув правила прошлых веков: учение похоже на плавание в лодке против течения. Поднял весла — отнесло назад. Грести надо, а не забавляться, подсказывает педагогический опыт. Но ребенок, юноша и взрослый не согласны мучиться ради знаний. Зачем?

— Образование стало узкоспециальным.  Будущему капитану следовало учить географию, а будущему врачу — нет. Сварщику нужны некоторые представления о физике металлов и электричества, а филологу они ни к чему. Так люди распределились по профессиональным группам, в каждой из которой нельзя сложить общую картину мира. Чем больше требовалось профессионализма в свой сфере, тем туманнее становилась иная.

— Заметно ослабла мотивация к приобретению широких знаний. Во-первых, их требуется слишком много. Во-вторых, они значат меньше, чем внешний шик. Диссертацией не покрасуешься, как роскошным авто. Первоначальный капитал, наследство, семейные и социальные связи, умение приспосабливаться к среде стали играть гораздо большую роль в устройстве карьеры и жизни. В 1958 году британский социолог — мозг лейбористов — Майкл Янг ввел термин меритократия, который обозначал систему, где умные, одаренные люди будут управлять обществами. Однако могущество финансов победило силу разума. Меритократия превратилась в утопию. Мы живем в мире профессора Михаила Поплавского, в котором богатый человек не бывает ни старым, ни глупым.

— Благодаря интернету человек смог избавить себя от лишнего груза запоминаний, постоянно находясь в онлайновом режиме получения любой информации. Но без тренировки памяти интеллектуальные «мышцы» слабеют и дрябнут. К тому же алгоритмы поисковых систем настроены на массовое, а не достоверное, побуждая людей жевать пережеванное, зачастую несъедобное.

— Популярные суждения во все времена воспринимались людьми лучше профессиональных. Социальные сети усилили эффект превосходства простого над сложным, лидеров мнений большинства над знаниями специалистов. Пандемия подтвердила это явление. Например, мнение известного теннисиста о микромире воспринимается лучше мнений вирусологов.

— Оценивая когнитивные способности человека, мы слишком мало знаем о взаимодействии IQ (коэффициента интеллекта) с EI (эмоциональным интеллектом). Если рассматривать его в тесном единстве, то можно смело утверждать: прогресс идет на пользу разуму. Если отрывать одно от другого, то появляются сомнения в адекватности людей, продолжающих воевать, наслаждаться зрелищами страданий, исповедовать сексизм, расизм, шовинизм и прочие пережитки прошлых веков.

Шесть этих, на мой взгляд, важных условий, помогают понять сложность оценки состояния умов современных людей. Слишком много факторов влияют на разум и поведение каждого из нас. Даже социология не в состоянии определить темпы приобретения или потери полезных знаний. На этот счет противоречива и Библия, устами царя Соломона провозгласившая антитезу: «Во многой мудрости есть много печали» и «Счастлив человек, нашедший мудрость, и человек, который приобрел разум».

Ясно одно, независимо от того, где мы живем и чем занимаемся, каждому необходимо иметь не только запасы в кладовках и банках, но и базовые знания о физическом, биологическом, социальном устройстве жизни на планете. А чтобы такие знания появились, предстоит изменить нечто большее, чем систему образования. Возможно, начинать следует с психологии и прополки наших необъятных полей предубежденности, где отрицание господствует над пониманием.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать