О статусе космического государства
Украина осталась в роли поставщика ракетоносителей для запусков чьих-то объектов, а собственные спутники уже несколько лет не запускает31 августа — дата знаменательная, хоть и «не круглая». В этот день в 1995 году на околоземную орбиту был запущен первый украинский искусственный спутник Земли «Січ»-1. Разработан спутник был КБ «Южное» имени М. К. Янгеля, построил его «Южмаш» (полное название — Государственное предприятие «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова». Масса спутника составляла около двух тонн, а предназначался он для проведения наблюдения поверхности Земли и исследования магнитосферы и ионосферы. Проработал он на орбите более пяти лет, войдя таким образом в ХХІ век. После того на орбиту взлетали и другие украинские спутники, последний, если не ошибаюсь, в конце 2013-го.
А вспомнилось это событие вот почему.
В июне «Южмаш» сообщил о заключении контракта с компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку 12 ракетоносителей серии «Зенит». Тех самых «Зенитов», которые недавно известный американский инженер и предприниматель Илон Маск в эфире телеканала CNN назвал лучшими в мире — разумеется, после ракет собственной компании SpaceХ, которая в этом году вырвалась на первое место в мире по количеству удачных запусков, обойдя россиян. Запуски будут проводиться из платформы «Одиссей» в Тихом океане в рамках проекта «Морской старт»; два ракетоносителя уже в стадии производства. Последний раз перед этим двухступенчатый «Зенит»-3SL взлетел в декабре 2015 года. Из российского космодрома Байконур, территориально расположенного в Казахстане...
И вот тут начинаются (собственно, продолжаются и обостряются) проблемы, способов рационального решения которых пока не видно.
То, что спутник «Січ»-1 был запущен из российского космодрома «Плесецк», понятно: Украина на то время могла самостоятельно конструировать и строить спутники и ракетоносители и руководить выведенными на орбиту космическими аппаратами. Своих стартовых площадок она не имела. Поэтому в том же 1995 году Украина приняла участие в основании проекта «Морской старт»; КБ «Южное» и «Южмаш» имели 15% акций этого проекта. 28 марта 1999 года с платформы «Одиссей» взлетел первый искусственный спутник, поэтому, поскольку украинские структуры были совладельцами этого комплекса, Украина вошла в десятку полноценных космических государств.
Сегодня же она в этот «элитный клуб» не входит. В марте 2014 года «зеленые человечки» захватили в Евпатории (Крым) комплекс управления космическими объектами, который принадлежал Украине. А за четыре года перед этим, едва став президентом Украины, Виктор Янукович отдал украинскую долю имущественных прав «Морского старта» россиянам. Поэтому Украина осталась в роли поставщика ракетоносителей для запусков чьих-то космических объектов, а собственные спутники уже несколько лет не запускает (и вряд ли производит, хотя планы десятилетие назад были грандиозные), так как война — и на это средств нет.
Что ж, с Януковичем все понятно; вспомним, что именно он пригласил «зеленых человечков» в Крым, то есть потеря Украиной двух компонентов полноценного космического государства произошла при его участии. Так же понятно, что без производства и модернизации ракетоносителей и запуска хотя бы одиночных, раз в несколько лет, спутников Украина утратит и то, что осталось, став первым в мире государством, которое было космическим, однако перестало быть им. Но вот проблема: почти два года спустя после российского вторжения в Крым, а затем в Донбасс, украинские ракетоносители продолжали стартовать из российского космодрома Байконур и пусковой базы «Ясный». Только с 2016 года начались запуски с космодрома Куру (Французская Гвиана, Южная Америка) европейской РН «Вега», двигатели для одной из ступеней которой разработали в КБ «Южное» и построили на «Южмаше». Три старта «Веги» — и пока все... Разумеется, за сотрудничество с компанией S7 Sea Launch Limited ухватились. Только ведь это тот же «Морской старт», только переформатированный — 95% акций принадлежит Energy Overseas Limited (EOL), являющейся дочерней компанией российской корпорации «Энергия», а в будущем, очевидно, проект станет полностью российским, и ракетоноситель с 2023 года будет использоваться российский — «Союз»-5. Правда, его еще нужно сконструировать, построить и испытать, то есть «Зениты» еще много лет будут стартовать с «Одиссея», зарабатывая «Южмашу» деньги, а России — статус великого космического государства.
Вот такая проблема. После того, как Россия аннексировала Крым, захватив там Центр управления космическими объектами, после того, как российские войска и «добровольцы» ворвались на Донбасс, Украина почти два года продолжала сотрудничество с РФ в космической отрасли, а теперь фактически возобновляет его. Да, до запусков РН «Зенит» с платформы «Одиссей» — еще полтора-два года, однако станет ли Россия за это время цивилизованным государством? Выведет ли войска из Донбасса и хотя бы на словах признает, мягко говоря, незаконность аннексии Крыма? А если нет, то получается, что в космической отрасли в полную силу действует печально известная формула: «Утром воюем — вечером торгуем». Причем в сфере High Technology. И еще неизвестно, к кому попадут украинские ракетные технологии через посредничество «Морского старта»...
А с другой стороны, если КБ «Южное» и «Южмаш» не будут принимать участие в разработке и производстве космической продукции, причем участие постоянное, в кооперации с другими странами, то они быстро «сойдут с орбиты», а Украина потеряет те остатки, которые у нее остались от статуса космического государства. Здесь не помогут военные заказы на боевую ракетную технику, потому что тактические и космические ракеты — это существенно разные вещи. Поэтому имеем проблемы, которые, видимо, не легче решить, чем известную задачу относительно «квадратуры круга»...