Есть ли альтернативы Минским договоренностям?
«Альтернативы Минским договоренностям не существует». Сегодня об этом говорят и в Киеве, и в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Сугубо теоретически, может, и так. Но практика отличается от теории, иногда кардинально. Скажем, как красиво говорилось о коммунизме в некоторых произведениях Маркса — мол, это общество, где свободное развитие каждого является залогом свободного развития всех. А что вышло на практике? Не в последнюю очередь потому, что Ленин и Сталин опирались на другие Марксовы положения; и пусть они были продиктованы не теоретическими умничаниями, а повседневной политической борьбой, и пусть они были расплывчаты и неоднозначны, пусть их в Брюсселе столетие спустя трактовали одним образом, а в Москве совсем другим — легче от того десяткам миллионов жертв реального коммунизма не стало...
Это я о том, что представитель России в контактной группе по Донбассу (или, как ее называют в России даже относительно либеральные издания, «по Украине» — очень и очень симптоматично, не так ли?) Борис Грызлов заявил в интервью «Коммерсанту», что официальный Киев должен согласовать с «ЛДНР» изменения к Конституции и закон об особом статусе Донбасса. «Согласно минским договоренностям, под которыми подписалась Украина, изменения в Конституцию Украины в части децентрализации, закон о выборах должны быть согласованы с Донбассом. Украина до сих пор не согласовала с Донбассом и не приняла поправки в Конституцию и поправки в закон об особом статусе, без которых невозможно будет в полной мере реализовать остальной пакет Минских соглашений... Сами представители от юго-восточных регионов настроены конструктивно».
Все это — слова Грызлова, который представляет Путина и выражает официальную позицию России. Проще говоря, от официального Киева требуется признание пророссийских террористов равными себе, более того, в некоторых вопросах имеющими право решать, как будет жить дальше Украинское государство. А если учесть еще и слухи, что готовится полномасштабная амнистия для террористов, то картина вырисовывается очень интересная. Тем более, если учесть некоторую традиционную зацикленность западного политикума на выборах, которые якобы сами по себе являются свидетельством победы демократии...
Поэтому не исключено, что в конечном итоге не только Россия, но и представители Запада в Минском процессе (не в последнюю очередь из-за собственных политических проблем и интересов) начнут давить на Киев, навязывая вживление декоративно украшенной «многопартийными выборами» и «международным контролем» тоталитарно-пророссийской части Донбасса в тело Украинского государства. Без смены действующей там власти, без трансформации ее ориентации, с превращением боевиков в «народную милицию» (такое тоже есть в Минских соглашениях), с де-факто своими собственными судами и прокуратурой, с правом вето на любые изменения Основного Закона Украины (так как трудно представить такую статью Конституции, которая прямо или косвенно не касается жизни Донбасса) — и так далее, и тому подобное. Да и США могут поддавить в этом направлении — ведь Бараку Обаме в конце его президентской каденции нужны громкие внешнеполитические успехи, поэтому вполне вероятно, что Вашингтон поспешит помириться с Россией, как бы развязав «донбасский узел» и предложив Киеву в качестве компенсации определенную сумму «на карманные расходы».
При этом проблему Крыма, как уже было сказано, на Западе с Донбассом не связывают. В случае выполнения Россией Минских договоренностей и окончания вооруженного конфликта на Донбассе с нее обещают снять санкции, оставив в силе «санкции против Крыма» и против некоторых российских правительственных чиновников — нужно сказать, не особо мощные и действенные.
И вот вопрос: имеет ли официальный Киев альтернативы в случае, если в рамках «безальтернативного Минского формата» будет вырисовываться крайне неблагоприятная для Украинского государства ситуация? Если «особый статус» в Конституции потребуют прописать чуть ли не навеки (вспомните, что Черноморский флот РФ в Севастополе уже базировался по действующей Конституции «временно»), если этот «особый статус» будет выливаться в государственную автономию (ведь наличие собственных вооруженных сил — «народной милиции» — это один из характерных признаков государственности, так же, как и собственное избирательное законодательство), если всеобщая амнистия будет предусматривать свободное передвижение боевиков (пусть и без оружия, его везде можно купить, были бы большие деньги) по всей территории страны, если украинский государственный бюджет должен будет кормить «ЛДНР», не имея от них взамен практически никакой отдачи? Собственно, достаточно представить, как расползутся по Украине десятки тысяч террористов с соответствующими нормами «морали», с соответствующим поведением и отношением к украинским гражданам...
Конечно, в таком случае можно попробовать — поскольку до падения режима Путина силовой вариант реинтеграции «ЛДНР» исключен — «тянуть волынку», то есть приложить все усилия для продления попыток выполнения Минских соглашений на 2017 год. Тем более что боевики дают для этого основания своими бесконечными вооруженными провокациями. Или выполнять эти соглашения очень и очень скрупулезно, цепляясь за каждую букву, за каждую запятую, то есть применить тактику «итальянской забастовки», когда чрезмерно добросовестное выполнение всех «директивных документов» замедляет работу в несколько раз. А там, глядишь, в 2017 году путинской России станет еще хуже, на это существуют большие шансы.
Ну, а на крайний случай можно пойти и на длительную потерю части Донбасса, понятное дело, не признавая этого юридически. Статус оккупированной территории, полная блокада, минные поля... Это станет страшным наказанием для сепаратистов — так как Россия им ничем существенным не будет в состоянии помочь, даже если большинство санкций с нее снимут. Одним словом, альтернативы «безальтернативным соглашениям» существуют, вопрос только, разработали ли власти соответствующие действенные сценарии.