Друзьям – все, врагам – закон!
Как и в любом самодержавном феодальном государстве, благополучие богатейших людей России напрямую связано с близостью несменяемому монарху-президентуПоявились новые данные об окружении Путина. Издание «Важные истории» — медиа-проект, основанный российскими журналистами-расследователями, получило доступ к взломанной хакерами переписке бизнесмена Кирилла Шамалова. Оно выяснило, что этот 38-летний бизнесмен, сын близкого друга Путина сын Николая Шамалова, совладельца банка «Россия» бывший муж младшей дочери Путина Екатерины (чаще ее пишут как Катерина) Тихоновой, вскоре после женитьбы на ней в 2013 году (вместе они были с 2012 года) стал долларовым миллиардером, купив 3,8% акций крупнейшей нефтехимической компании России «Сибур» за символические 100 долларов. В 2015 году рыночная стоимость этого пакета составляла около 380 млн. долларов. Для молодых перестроили дом в поселке Усово на Рублевке, потратив на это 9 млн. евро. А еще Шамалов в 2012 году приобрел замок во французском Биаррице через свою компанию в Монако, и покупка обошлась в 4,5 млн. евро.
Как член семьи Путина, он получал важную инсайдерскую информацию. Так, как явствует из взломанной переписки, руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев сообщал Шамалову-младшему о планируемой сделке по вхождению фонда в капитал «Ростелекома», что могло помочь зятю Путина заработать сотни миллионов долларов на скупке акций «Ростелекома». В 2016 году российский журнал Forbes назвал Кирилла Шамалова самым молодым миллиардером в России с состоянием в 1,2 млрд. долларов.
Но таковым он пробыл недолго. В январе 2018 года, как сообщает агентство Блумберг, Кирилл и Катерина развелись. И грянул гром. Живо представляю себе, как заплаканная Катя прибегает к Владимиру Владимировичу жаловаться: «Папа, он мне изменяет!» И Владимир Владимирович ее успокаивает: «Не волнуйся, Катя, мы его накажем: из долларового миллиардера в долларовые миллионеры разжалуем!» Сказано — сделано! Как утверждают журналисты-расследователи, 17% акций «Сибура» принадлежали Шамалову лишь как держателю «своего рода траста», пока он был членом семьи Путиных, и эти договоренности после развода утратили силу. В апреле 2017 года Шамалов снизил долю в «Сибуре» с 20,9% до 3,9%, продав 17% Леониду Михельсону за символическую сумму. Вероятно, к тому времени между ним и Катериной Тихоновой уже произошел разрыв. Совсем без штанов бывшего зятя оставлять не стали: все-таки сын близкого путинского друга.
В общем, как и в любом самодержавном феодальном государстве, благополучие богатейших людей России и даже сама возможность составить себе состояние в сотни миллионов или миллиарды долларов напрямую связаны с близостью к первому лицу государства — несменяемому монарху-президенту. И, как и в феодальном обществе, вчерашнего фаворита может ждать опала различной степени глубины. Можно лишиться большей части имущества, как это произошло с Кириллом Шамаловым, или даже жизни, как это случилось с Борисом Березовским. А еще особенность тех, кто приближен к монарху, — это абсолютная уверенность в том, что законы писаны не для них, а для всего остального населения, и даже спрашивать кремлевских небожителей о соблюдении ими законов считается чем-то неприличным.
Вот тут расследовательское интернет-издание The Insider нашло в базе лиц с двойным гражданством, которую официально ведет МВД России, дочь Сергея Кириенко — первого заместителя главы администрации президента России, призванного бороться с влиянием западных агентов и лиц с двойным гражданством на внутреннюю политику России. На это направлены, в частности, последние поправки в российскую конституцию, разработанные при самом активном участии Сергея Владиленовича. Закон о втором гражданстве обязывает всех россиян докладывать ФМС о его наличии. А тут вдруг в базе лиц с двойным гражданством была найдена Любовь Сергеевна Кириенко, у которой с дочерью первого замглавы кремлевской администрации совпадает имя, отчество, фамилия, дата рождения (23 марта 1990 года) и номер внутрироссийского паспорта. На своей странице в LinkedIn (эта соцсеть в России сейчас заблокирована) Любовь Кириенко указала, что до 2012 года училась в ESCP Business School — известной бизнес-школе в Париже. Также она до 2014 года работала во французском пиар-агентстве «14 septembre», а затем вернулась в Россию.
Сейчас 30-летняя Кириенко работает в Агентстве стратегических инициатив — организации, учрежденной российским правительством для «содействия развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров». Дочь чиновника возглавляет один из проектов АСИ — «Точка кипения», — за что получает, по сведениям The Insider, зарплату в размере 2,3 млн. рублей в год. Что характерно, у The Insider есть выписка из Росреестра, согласно которой Любови Кириенко принадлежит недвижимость в элитном столичном жилом комплексе «Эдельвейс» (небоскребе с готическими шпилями) (Давыдковская улица, 3) — квартира площадью 124 кв. м и стоимостью около 50 млн. рублей. Чтобы накопить на такую квартиру дочери Кириенко потребовалось бы откладывать всю свою зарплату в АСИ на протяжении 22 лет, т. е. поступать на работу в Агентство стратегических инициатив ей пришлось бы в возрасте 8 лет. Ездит же дочь Кириенко на автомобиле Lexus с престижной серией государственных номеров ААА. Ранее этот номер принадлежал Арестакесу Гндоляну — брату однокурсника старшего сына Сергея Кириенко. Именно на Роберта Гндоляна оформлено поместье в Испании, из которого во время отдыха выкладывала снимки младшая дочь замглавы кремлевской администрации. Любовь Кириенко замужем за Андреем Угничем, который тоже учился в Париже, но французским гражданством пока что не обзавёлся. Угнич до недавнего времени работал руководителем проектов в «Почта Банке», который контролируется российским государством. Начиная с прошлого года мужу Любови Кириенко принадлежит доля в 20% в ООО «Комэк». Компания занимается утилизацией отходов в Тамбовской области с годовым оборотом около 300 млн. рублей.
Но самое интересное то, что при наличии стольких неопровержимых доказательств дочь Кириенко публично заявила, что у нее нет французского гражданства, и пригрозила подать на The Insider в суд. Даже интересно становится, как в суде будут опровергать данные российского МВД. Здесь, как и в случае с малазийским «Боингом» тоже действует принцип феодального государства: опровергать до последнего неудобные факты, поскольку знаешь, что в России ни одна официальная инстанция, включая суды, не посмеет опровергнуть твою ложь. Ну, а иностранные опровержения списываются на русофобию.