Шанс, которого не было. История советского интернета.
Рождение идеиНекоторые говорят, что история многих научных открытий напоминает сюжеты детективных романов. Это, разумеется, неправда – наука покруче любых детективов. В истории каждого открытия – даже несостоявшегося – как в капле воды отражается эпоха, переплетаются судьбы людей, их мечты, их идеи, которые упорно прорастают сквозь ткань безвременья. Образ будущего отнюдь не скрыт, мы видим его ежедневно, мы живем в пространстве пока еще не реализованных шансов. И лишь от нас всех вместе и от каждого лично зависит, какое будущее реализуется завтрашним утром.
Открытия, меняющие наш мир, отнюдь не происходят в результате «божественных озарений». Они, как правило, совершаются на основе многолетней кропотливой работы многих, зачастую малоизвестных, а иногда и безвестных авторов, в результате сложной работы в разных уголках мира, с непредсказуемым результатом. Те, кто был близок к решению, часто останавливаются в шаге от открытия, а те, чей путь казался долгим – получают непредсказуемый выигрышный результат.
В этом смысле история создания интернета – распределенных систем передачи информации – весьма поучительна. По мнению многих исследователей науки, именно изобретение интернета стало самым важным открытием ХХ века, определившим не только появление новых технологий, но и направление развитие общества.
Принято считать, что интернет появился 29 октября 1969, когда между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэнфордском исследовательском институте — Чарли Клайн и Билл Дювалль провели сеанс связи. К такой возможности американских исследователей привела реализация программы по созданию системы передачи информации Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) 1957-1964. Однако, интернет в том виде, в каком мы его имеем сейчас, является скорее результатом работы ЦЕРН, а именно, разработки веб-протокола Тимом Бернерс-Ли в 1989, который обеспечил коммуникацию, и создания в 1991 браузера Марком Андриссеном. Таким образом современная всемирная система хранения информации, передачи данных и глобальных коммуникаций является результатом более чем 35-летних исследований и разработок ученых многих стран мира.
Интересно, что система передачи информации для принятия управленческих решений, некое подобие интернета, вполне могло появиться в СССР.
Как обычно, развитие новых идей шло на Западе и в Советской империи вполне различными путями. И если западный успешный опыт сегодня известен нам достаточно полно, то опыт ученых СССР так же прочно забыт.
Это едва ли правильно, ибо именно нереализованные возможности позволяют наиболее точно оценить состояние системы, негативный опыт зачастую является лучшим учителем.
Пожалуй, первым, кто в СССР публично выступил с аргументированной позицией о системном использовании электронно-вычислительной техники в народном хозяйстве был директор Лаборатории управляющих машин и систем АН СССР член-корреспондент АН СССР Исаак Брук.
Его доклад на сессии Академии наук СССР в 1956 по вопросам автоматизации был посвящен главным направлениям применения ЭВМ в экономике. Это было своего рода первым планом программы автоматизации управления народным хозяйством.
В дальнейшем вопрос об управлении экономикой страны на основе вычислительной техники поставил Анатолий Китов. В январе 1959 А. Китов написал в ЦК КПСС докладные записки на имя Н. Хрущёва по вопросам развития вычислительной техники в стране. Эта записка содержала разработанный им проект (известный, как «Красная книга»), где предлагалось создание единой автоматизированной системы управления для вооруженных сил и народного хозяйства страны на базе общей сети вычислительных центров. Доклад А. Китова сыграл важную роль в подготовке Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об ускорении и расширении производства вычислительных машин и их внедрении в народное хозяйство», 1959.
Это формальное решение правительства позволило начать систематические работы в этой области лучшим специалистам страны. А они тогда были собраны в Киеве, у выдающегося математика Бориса Гнеденко в Лаборатории вычислительной техники Института математики АН УССР. Среди них был и Виктор Глушков – один из пионеров вычислительной техники и информационных технологий не только в СССР, но и в мире. Именно под влиянием Бориса Гнеденко и Сергея Лебедева, создавших в Киеве в 1947-50 первый в Европе компьютер, В. Глушков загорелся идеей создания единой информационной системы.
Некоторые историки науки повторяют расхожую версию о том, что идея государственной информационной системы позаимствована В. Глушковым у А. Китова. Это едва ли соответствует действительности. Оба они – и член-корреспондент АН УССР, директор вычислительного центра АН УССР Виктор Глушков, и инженер-полковник, директор Головного вычислительного центра Министерства обороны СССР Анатолий Китов находились под общим влиянием идей великого математика А.Н. Колмогорова, но пришли к своим идеям независимо. Будучи талантливым ученым и выдающимся мыслителем, В. Глушков мыслил шире и видел проблему управления глубже, чем просто создание информационной системы «двойного назначения».
В. Глушков, как немногие в то время, видел проблемы управления страной и ставил перед собой задачу изменить общество к лучшему.
К концу 1950-х мобилизационная модель экономики СССР исчерпала себя, выполнила свои задачи, и нуждалась в серьезных изменениях. Именно задачу комплексной оптимизации управления путем создания единой информационной системы и собирался решать В. Глушков. Его идею поддержали тогдашний Президент АН СССР Мстислав Келдыш и Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин – один из немногих технократов в советском правительстве.
Так началась разработка проекта ЕГСВЦ (Единой Сети Вычислительных Центров), который затем перерос в проект ОГАС (Общегосударственная Автоматизированная Система сбора и обработки информации для учета, планирования и управлении народным хозяйством СССР). Эти проекты создавались, разрабатывались и реализовывались под руководством академика В. Глушкова в специально созданном для его разработок Институте кибернетики АН УССР в Киеве, начиная с 1962.