И снова об «иной россии»
Идет 43-й день рашистского нашествия. Небывалой в ХХІ ст. войны цивилизаций, когда добро борется со злом в чистейшем, рафинированном виде. После уничтожения гражданских и культурных объектов, после «Бучанской резни», которая происходила практически в каждом оккупированном населенном пункте – мы никак не оставляем напрасное дело. Совершенно бесполезны поиски «хороших русских», «иной России».
Бесполезны поиски черной кошки в темной комнате. Нет никакой другой России, кроме той, которая разрушает наши города и села, уничтожает наш народ только за то, что он не отрекается от украинства. Которая завидует нам во всем, готова просто стереть с лица земли всю Украину и всех ее граждан только за то, что она – Украина, и никогда не станет Россией. За то, что они – не «братья» и не желают стать ими.
Массовое возмущение вызвал пропагандистский российский материал «Что нам делать с Украиной». Совершенно справедливое возмущение, потому что это дорожная карта путинской, рашистской агрессии. Но почему-то другой текст, автором которого является московский профессор А. Зубов, распространяется ныне как голос «иной России».
Текст интересный, профессиональный, полон ненависти к «большевикам». Он так и назван: "Последняя война большевицкой России". Чувствуется, что автор искренне желает поражения нынешней российской власти, которая для него – большевистская, чекистская, сформированная 105 лет назад. Которая названа «формой существования», в основе которой – желание власти, опирающееся на «систему организованного жестокого насилия». С этим трудно спорить, потому что это верно. Вместе с тем нет правды в прокламированном тезисе «Большевизм – не идеология, а форма существования. Идеологии большевизм может употреблять разные – социалистическую, либерально-рыночную, национально-патриотическую, космополитическую». Никогда не существовало рыночного и либерального большевизма, как и космополитического. Однако главное не в том.
Московский профессор лукаво умалчивает тот самый главный факт, что прежде всего большевизм – имперский, это суть его идеологии, а большевизм – это как раз идеология русского люмпен-пролетариата. Таков он родился, и таков до последнего времени. Именно в имперскости, проявившейся буквально с первого момента прихода к власти в России, и заключается его наследственность с добольшевистской Россией. По большому счету, Иван IV Лютый, Петр I, Николай I, Столыпин – тоже большевики. Гетман Павел Скоропадский называл таких «правыми большевиками».
Ибо они строили Великую Россию с помощью абсолютной власти, опиравшейся на «систему организованного жестокого насилия». Опричники, Преображенский приказ, Тайная канцелярия, корпус жандармов, Третье отделение «собственной его императорского величества Канцелярии», охранное отделение – прямые и непосредственные предшественники ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ. Все они действовали вне законов, были одним из двух столбов московского режима. Второй столб – безоговорочная ложь, пропаганда, манипулирование сознанием.
Профессор Зубов аплодирует украинской борьбе с нынешним кремлевским режимом. Он надеется на поражение «большевистской России», начавшееся с войны за Украину, и тем самым может закончиться. Но что дальше? Что именно, по мнению московского профессора, должно прийти взамен?
А ответ очень простой. Его можно увидеть в последнем абзаце текста: «…в той открытости и свободе, которая свойственна украинским воинам, я узнаю и наших русских "добровольцев" 1918-22 годов. Это – одна война, война за человека, за право быть свободным человеком на собственной земле». Это – не оговорка. Зубов действительно пытается проводить параллель между русской Добровольческой армией образца 1918–1920 годов и украинским сопротивлением рашистскому нашествию сегодня. Однако те «добровольцы» воевали не за свободу, за «свободного человека». Они сражались с большевиками до смерти фактически за один и тот же имперский проект. Ведь и те, и другие упорно боролись против освободительных движений всех народов бывшей Российской империи: в Украине, на Кубани, в Казахстане, Сибири, на Волге, в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Прямой пример: во время войны с Польшей в 1920 г. бывшие белогвардейцы пошли в Красную армию, получая за это амнистию от большевиков. Они почувствовали, что это война империи с ненавистными «инородцами», «полячишками».
Наконец, вспомним прямое изречение вождя Белой русской армии А. Деникина: «Никогда, конечно, никогда никакая Россия – реакционная или демократическая, республиканская или авторитарная – не допустит отторжения Украины». А из всех лозунгов, которые использовала Белая армия на протяжении 1918–1920 годов, только один не вызвал ни у кого возражений: «Великая, Единая и Неделимая Россия». Это тоже по воспоминаниям А. Деникина.
Поэтому нельзя согласиться и поддержать заключение московского профессора: «В настоящее время на просторах Украины идет новая Отечественная война украинского народа против большевизма». Да, наша Отечественная война 2014-2022 годов. Нет, не только и не столько с российским большевизмом. Это война со всей Россией в ее имперской ипостаси, независимо от конкретного лица: большевизм, монархизм, евразийство и т.д. В рабочем кабинете Путина в Кремле (не в том, где он принимает гостей, а в том, где он якобы работает) висит портрет не Ленина и Сталина. Там – портрет Петра I. И ведут войну с российской стороны не какие-то мифические «старые офицеры КГБ». Нет, это - молодые рашисты, которые находятся в армии, поддерживают вторжение в Украину, призывают «мочить хохлов» до последнего.
На самом деле между профессором Зубовым и Путиным разница не так уж велика. Один делает все, чтобы победить Украину, "окончательно решить украинский вопрос". Второй будет приветствовать разгром «большевицкой России», а вопрос Украины оставит на будущее. Но его «новоимперская» Россия также придет к необходимости «окончательно решить украинский вопрос». Это будет не завтра, но такое время обязательно придет. И чтобы не ждать следующей Отечественной войны с Россией, нужно окончательно решить российский «имперский вопрос».
Георгий ПАПАКИН, директор Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины