«Политика» Аристотеля: пять актуальных тезисов
Археологи, которые проводят раскопки в древнем городе Стагире, сообщили, что им удалось найти могилу Аристотеля. Об этом исследователи заявили на конференции, посвященной 2400-летию со дня рождения древнегреческого философа. Руководитель экспедиции Костас Сисмандис рассказал, что материалы, полученные в ходе раскопок 1996 года, подтверждают, что находка действительно является могилой Аристотеля. Сначала ученые предполагали, что философ был похоронен в Эвбее, однако новые данные опровергли это предположение.
Пол в куполообразной гробнице выполнен из мрамора, который относится к эллинской эпохе. Гробница находится в центре города, рядом с агорой. Археологи говорят, что расположение гробницы свидетельствует о высоком статусе человека, в ней похороненного. Аристотель родился в македонском городе Стагире в 384 году до рождения Христа. Он был воспитателем Александра Македонского, а после его смерти в 323 году покинул Афины из-за антимакедонских настроений. Умер Аристотель в 322 году в городе Халкис, что на острове Эвбея.
Одна из самых известных его работ — «Политика», где философ рассуждает о государстве, формах политического устройства и социальном укладе. Обнаружение могилы Аристотеля — хороший повод вспомнить, что писал мыслитель в том трактате, рассматривая это в современном украинском контексте, но при этом помня, в каких условиях он жил.
О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Государство существует по природе и, очевидно, по природе предшествует каждому человеку; так же человек, оказавшись в отмежеванном состоянии, не является самодостаточным существом, то он так соотносится с государством, как всякая частица со своим целым. Кто не способен к объединению или, считая себя существом самодостаточным, не испытывает потребности ни в чем, не представляет собой части государства, — тот является либо животным, либо божеством. Благодаря природе люди стремятся к государственному объединению. Первый, кто установил такой порядок, совершил величайшее благо.
Человек, достигший своего венца, — самый совершенный среди живых существ, и наоборот, человек, живущий вне закона и права, — хуже всех, ведь что несправедливость, владеющая оружием, — самое большое бремя. От природы человеку дано в руки оружие — благоразумие и честность, но ими можно пользоваться и противным образом. Поэтому безрассудный и нечестный человек становится самым нечестивым и диким существом, имея самые низменные желания в еде и половых сношениях. Понятие же справедливости связано с представлением о государстве, потому что оно упорядочивает основы политического объединения. А правосудие является мерилом справедливости.
О ВИДАХ ОЛИГАРХИИ
Первый вид — когда недвижимая собственность, не слишком большая, сосредоточена в руках большинства (граждан); владельцы такой недвижимости благодаря этому имеют возможность участвовать в государственном управлении; поскольку количество таких лиц значительное, то власть неизбежно подлежит закону, а не людям ... Второй вид олигархи — лица, имеющие собственность меньшую по сравнению с первым видом, но размеры их собственности значительнее. Имея больше средств, эти владельцы предъявляют и больше претензий (на власть). Поэтому они из числа остальных граждан выбирают правителей государства; поскольку этот класс не настолько прочен, чтобы управлять, обходя закон, они издают законы, которые устраивают их.
Когда такая власть усиливается настолько, что число правителей уменьшается, а сама собственность увеличивается в размерах, появляется третий вид олигархии, ступенью выше — все государственные должности сосредоточиваются в руках владельцев, причем закон гласит, что после их смерти их должны заменить сыновья. Когда же их собственность еще увеличится, и то намного, и они будут иметь многочисленных друзей, возникнет нечто вроде династической монархии, и тогда в государстве будут править не законы, а люди.
О ВНЕШНИХ БЛАГАХ
Опираясь на логические рассуждения, можно сделать следующий вывод. Внешние блага — словно орудие, а всякое орудие, пригодное для какой-либо определенной цели, ограниченно в своих действиях: полнота внешних благ неизбежно либо идет в ущерб владельцам (орудий), либо определенно не дает никакой пользы. Любое из духовных благ дает тем большую пользу, чем больше оно проявляется, если вообще можно предположить, что духовные блага представляют собой не только прекрасное, но и полезное, в общем-то, очевидно, высшее совершенство объектов, которые сравниваются между собой с целью познания преимущества одного из них над другим, находится в прямом соотношении к тому различию между этими объектами, которое мы видим исследуя каждый из них, взятый в отдельности.
Таким образом, если душа и абсолютно, и относительно для нас, людей, является ценным объектом, чем имущественная собственность и тело, то, конечно, и высшее совершенство каждого из этих объектов находится в одинаковом соотношении (к такому же совершенству души). Далее: все внешние блага, естественно, желаемые для души, и все люди со здравым смыслом должны их желать именно ради души, а не наоборот, когда душа желанна ради внешних благ.
ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЕ
Государство без чьей-либо помощи, само по себе, могло бы достичь высокого уровня благосостояния в том случае, а если бы его система правления была отлажена правильно, — если только вообще можно предположить существование где-то такого государства, которое, имея прекрасные законы, не будет стремиться к войнам, не будет добиваться господства над врагами. Таким образом, отсюда следует, что необходимо тщательно заботиться об обороне государства, но не следует считать это самой высокой целью, а только средством, благодаря которому поддерживается готовность к войне.
Предприимчивый законодатель должен ставить перед собой задачу способствовать процветанию государства и улучшению уровня жизни граждан. Конечно, те или иные из законов, устанавливаемых с этой целью, будут отличаться по содержанию (между собой); поэтому от умения законодателя зависит, какие безотлагательные меры должно принимать государство относительно соседних государств — в соответствии с особенностями каждого из них, и каким образом следует налаживать свои отношения с каждым из соседей.
О ВОЙНЕ И МИРЕ
Вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг, на войну и мир, а вся деятельность человека направлена отчасти на необходимое и полезное, отчасти — на прекрасное занятие. Предпочтение тут должно отдаваться так же, как и при указанных частях души и обусловленной ими деятельности: можно предпочесть войну ради мира, занятия — ради досуга, необходимое и полезное — ради прекрасного.
Все это должен учитывать политический деятель, его законодательная работа должна согласовываться и с частями души, и с обусловленной ими деятельностью, даже больше: она должна иметь в виду достижение высшей цели. Точно таким же образом законодатель должен действовать и при установлении соответствующего способа жизни и распорядка соответствующих занятий. Нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься своими делами и (в случае необходимости) вести войну, но, что более желательно, наслаждаться миром и (правильно) пользоваться досугом, делать все необходимое и полезное, а еще больше — все прекрасное.