Секреты знаменитых лиц
В издательстве «Кліо» увидела мир монография «Таємниці козацьких портретів» историка Ольги КовалевскойКогда мы воспроизводим в памяти прославленных украинских гетманов — Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепу, Петра Дорошенко, влиятельных казацких полковников, сотников, их жен, близких и родных, какой визуальный образ возникает перед глазами? Как мы представляем черты лица, стиль одежды, манеру поведения, вообще характер этих людей?
Кроме литературных описаний их внешности, в большей или меньшей степени интересных и ловких (в случае, если такие описания сохранились), единственный путь найти достоверный ответ на такой вопрос — это тщательно изучать портреты названных исторических деятелей. Этих портретов может быть несколько десятков или даже считанные единицы, порой очень тяжелым делом является исследование их подлинности, соответствия «оригиналу», авторства, происхождения, путешествия по музеям или частным коллекциям на протяжении веков. Но это единственный путь к истине. Причем поиск истины в этом случае действительно увлекателен: «поединок» разных версий, гипотез, достоверных или сомнительных фактов... В конце концов, чье же лицо появляется перед нами на портрете?
КНИГА, КОТОРУЮ ЧИТАЕШЬ КАК ДЕТЕКТИВ
Именно об этом — новая монография историка Ольги Ковалевской «Таємниці козацьких портретів» (искренняя благодарность руководителю издательства «Кліо» Вере Соловьевой). Очерчивая предмет необычного исследования, автор пишет: «Вы даже себе не представляете, какие сногсшибательные события разворачивались в свое время за кулисами написания того или иного портрета, появления той или иной гравюры. Попытка развязать один запутанный узел непременно тянет за собой целый ряд боковых сюжетов, обнаруживает вполне неожиданные связи между событиями и людьми. Еще более увлекательным становится исследование, когда изучаешь не одно изображение, которое случайно тебе попалось, а десятки и даже сотни изображений с похожими подписями, однако отличными образами». Книга пани Ольги, уважаемой исследовательницы, кандидата исторических наук, вправду читается как детектив.
Из-за нехватки места остановимся на портретах всего лишь трех самых известных украинцам исторических фигур: Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы, Петра Дорошенко (а в книге заинтересованный читатель найдет и разделы об Иване Гонте, Иване Самойловиче, Иване и Анастасии Скоропадских, Даниле Апостоле, Кирилле Розумовском, женщинах казацких старшин и тайнах их портретов!).
ОБРАЗ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
Автор пишет: «Какая бы большая по объему ни была общая иконография Хмельницкого, типологически она происходит от трех основных портретов, похожих между собой в передаче главных характеристик гетмана. Это гравюра Вильгельма Гондиуса (фламандский живописец — И.С.) по прижизненному рисунку Абрахама ван Вестерфельда; портрет из бывшего дворца Жевусских в Подгорцах, переданный в 1940-х годах в музей в Тарнуве; а также рисунок из летописи Самийла Величко 1720 г. Все они изображают мужчину более чем среднего роста, решительного, сосредоточенного, с открытым взглядом, который мог противостоять и польской магнатерии, и татарским ханам, и казацкой и крестьянской массе, которую гетман умел держать в повиновении. Очень скромный в быту, он не был такой уж сдержанный, проявляя свой темперамент. Именно эти черты внешности и характера Хмельницкого пытались передать в портретах те художники, которые не подражали предшественникам, а стремились создать собственное виденье образа гетмана».
ОБРАЗ ИВАНА МАЗЕПЫ
Пани Ольга признается, что тщательным исследованиям портретов Мазепы, известных и не очень, она посвятила не один год жизни. Ключевые вопросы здесь следующие: а) почему Мазепа такой разный — на полотнах, гравюрах, на 10-гривневой банкноте?; б) где искать его настоящий портрет?
Ольга Ковалевская совершенно целесообразно напоминает, что в 1708 году Петр I приказал уничтожить все портреты Мазепы, гравюры с его изображением, гербы гетмана на церковных зданиях. «Понятно, что сначала уничтожили все, что было в публичном пространстве, потому до наших времен не дошел ни один аутентичный парадный портрет Мазепы», — пишет пани Ольга. И все же есть портреты (это чудо!), которые можно признать более или менее достоверными. Это портрет немецкого гравера Мартина Бернигерота (1706 год, прижизненный); портрет из собрания Владимира Бутовича (ныне — в Национальном музее истории Украины); изображение Мазепы, размещенное в «Летописи» Величко 1720 г.; наконец, портрет, который сохраняется в Днипровском художественном музее. Конечно, впереди еще длительные дискуссии, исследования, столкновения мнений, но интересно, что несколько лет назад на основании названных изображений ученые Ю. Шатайло и А. Переиденко осуществили компьютерную реконструкцию образа Мазепы. Желающие могут найти ее на страницах книги.
ОБРАЗ ПЕТРА ДОРОШЕНКО
Очень коротко: «Пока не обнаружено ни одного описания внешности этого гетмана». И «не все исследователи априори соглашаются признать достоверным портрет, который выполнил Йоганн Мартин Лерх (австрийский живописец, создал наиболее известный образ Дорошенко. — И.С.). А другие портреты, которых очень мало, вызывают еще больше сомнений. Следовательно, вопросы, вопросы, вопросы...
Но Ольга Ковалевская, книга которой рассчитана на широкий круг читателей, а не только на специалистов, написала монографию, ценность которой — именно в точно поставленных вопросах. Этот труд обращен к неравнодушным и любознательным людям, которые знают, что свежая мысль, нестандартная идея, интересный, хоть и малоизвестный факт дают мощный толчок для интеллектуальных поисков.
Выпуск газеты №:
№52-53, (2019)Section
Украинцы - читайте!