«Ежедневная тихая война»
Олег Сенцов — о «Маркетере» и киноФормат встречи со зрителем в Доме кино — классическая презентация, при участии издателя Марьяны Савки и Анастасии Черной, кастинг-директора фильмов Олега Сенцова. Однако не все казалось таким привычным как для литературного события: не клеились вопросы, Олег Сенцов постоянно «выскальзывал» от ответов, к которым вроде бы было уже готово ухо слушателя. И причина даже не в том, что Сенцов — человек с особенным, «другим» опытом...
КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ВКЛАД ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ВСЕХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ
«Человек, который стал причиной высокого артериального давления в этой стране», — так сказала о Сенцове Марьяна Савка. И казалось бы, что это сигнал для всех желающих, прежде всего журналистов, формировать шквалы вопросов об окончании войны, освобождении остальных пленных, о поведении Путина и международной политике.
Однако стальная сдержанность, такая же острая и отчасти резкая ирония Олега Сенцова говорят с первых секунд, что нечего искать простых ответов, быстрых решений. «Гвоздь, который не гнется», — такой, потому что он стойкий, не поддается, потому что он закаляется выносливостью. 5 лет заключения — это о времени и месте, где у тебя нет ничего, кроме выносливости и терпения. Где без крупицы свободы идет «ежедневная тихая война». Где война за то, чтобы остаться собой ведется даже в бытовых мелочах. Что тяжелее всего? «Первые секунды после пробуждения, — рассказывает Олег. — Потому что во сне ты еще свободен... Это только потом привыкаешь. Позднее. Когда во сне становишься тоже несвободным».
Олег Сенцов говорил только о том, что касалось его самого. И о чем может свидетельствовать уверенно. Часто лишь краткими да и нет. На вопрос о политических предложениях говорит, что дорожит независимостью. На любопытство по поводу последующей деятельности утверждает, что каждое его действие сейчас — это маленький вклад для последующего освобождения всех других заключенных.
Он встречается с военными, которые особенно, что видно из презентации, дорожат его рукопожатиями, и возмущается по поводу того, когда среди всех выделяют его фамилию, обходя Балуха, Бекирова, Сущенко и многих других.
«ИСТОРИЯ ДОЛЖНА ЖИТЬ ВО МНЕ»
Олег Сенцов — самоироничный художник, который далек от самовлюбленности. Так же, как и его «Маркетер» — далек от блеска и супернеобычного сюжета. Это истории об обычных людях «... которые мне были близкими и за которыми в определенный период я имел возможность наблюдать. Любому полезно посмотреть на таких людей со стороны. Это не значит, что я думаю об этом каждый день. Нет, я не думаю о прошлом. Я живу сегодняшним. Жизнью в данный момент. Не вчера или позавчера. Она завтра и сегодня...» «Маркетер» имеет свой контекст — тюремный. Ведь это 11 рассказов как 11 новогодних выходных, за время которых ослабился режим, и было больше времени, чтобы творить — «часов 5—6 в день».
Техника творчества Олега Сенцова — как и любого интроверта — внутреннее проживание. «Вся моя жизнь — внутри, а не снаружи. Никогда не делаю черновиков, записей предварительных. Ни одной строки. Если я начинаю «зависать» над фразами, я прекращаю писать».
Все свои сценарии, тексты Олег пишет от руки, традиционно. По стилистике работы он — консерватор. Один из важных фрагментов его жизни в неволе — написанные дневники. То, что делалось неразборчиво, но ради правды и выживания. Позднее, к годовщине освобождения, их увидит читатель.
Относительно кино Сенцов говорит, что его интересует его собственное. Съемки «Носорога» возобновятся осенью будущего года, подготовка — с начала нового года. Он не берется оценивать что-то из нынешних лент. Потому что не имел на это времени. Пока. Но и не считает неотложным. Ведь «хорошие фильмы выходят редко».
Быть писателем и режиссером одновременно не так просто. Ведь кино — визуальное, литература — представление, по большей части свое и внутреннее. «С плохой книги снять хороший фильм — можно, из хорошей книги хороший фильм — невозможно».
«ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ»
Олег сущностно напоминает иногда философию самого Хемингуэя (кстати, одного из его самых любимейших писателей). То, что составляет концепт счастья для него, — «время с близкими, путешествия и дела, которые ты успел сделать». Олег не поучает, не морализирует, говорит, что «самое бессмысленное в жизни занятие — давать советы, особенно молодым».
Тюремные воспоминания для Олега — это способ перейти в философское измерение. «Там нет понятия времени. Это то место, где все мелкое отходит в сторону. И ты видишь самое главное».
Ему не интересны дифирамбы, но и критика по большей части также. «Был момент, когда я понял, что все в этой жизни зависит от меня. Все, что я мог сделать — это я сам. Человек, на которого я могу положиться, — это Олег Сенцов».
«Кризис — мое нормальное состояние. Но тюрьма была одним из самых больших моих испытаний. Но далеко не первым. Жизнь и до этого била меня достаточно сильно».
Боится ли Олег публичности? Есть ли вероятность того, что медийное, фейсбучное сообщество, которое «заигралось», воспримет его как ролевую модель? Вполне вероятно. Но ответ и позиция Сенцова более чем исчерпывающие. «Я — не актер. Я — режиссер. Если говорить о ролях, то я не привык играть или исполнять. Я планирую создавать. А еще жить своей жизнью».
Может ли режиссер продумать, спланировать свою жизнь заранее? «Хочешь рассмешить Бога — поделись с ним своими планами. Я живу настоящим», — утверждает Олег.
Section
Украинцы - читайте!