Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вооруженная» толерантность

Наша беда разве что в слабости и в региональной разъединенности, но точно не в шовинизме
28 января, 11:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

...Есть ли у нас позитивные черты? Считаю, что да. Но это точно не национальный фанатизм польского разлива. Мы мягкие, толерантные, доверчивые. И в этом также есть свои плюсы. Но, чтобы эффективно их задействовать, необходимо единство. Нам, как воздух, нужен консенсус в обществе. Потому что мыслят украинцы по-разному, в зависимости от региона. Для украинского Востока Бандера и Шухевич — негативные герои. По крайней мере, с точки зрения старшего поколения. На Западе Украины о них знают намного больше. В частности, Шухевича могли бы смело назвать теоретиком и практиком интернационализма. Звучит неожиданно? А вы вспомните лозунг: «Свобода народам, свобода человеку»! А как быть с мечтами бандеровцев, что каждый порабощенный народ России, в конце концов, будет иметь свое государство?.. Только украинцы мечтали о свободном Татарстане и полной независимости угро-финских народов. Не все удалось, и все же, конечный результат деятельности украинских патриотов красноречив. Потому что без жертвенной борьбы УПА не было бы нынешней украиноязычной Украины. Наша территория очень напоминала бы советскую Беларусь. Потому что ничего не выживает там, где уже нет украинского языка. И если бы не было в Украине патриотического Львовского университета (фактически его «отстояла» вооруженная борьба УПА), то не создавали бы мы сейчас в Нежине (Черниговщина) кафедры угро-финских народов России. Вообще, не было бы нынешнего уровня солидарности с народами Российской Федерации. Ведь какой смысл сочувствовать кому-то далекому, когда и сам уже утратил материнский язык?

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Победив украинцев, Российская империя укреплялась бы, но точно не в пользу поляков или тех же венгров. Этот момент мы должны постоянно доносить до дипломатов, политиков и общественных деятелей вышеупомянутых стран. А, чтобы эффективнее доносить, надо лучше знать свою собственную историю. Или хотя бы наиболее красноречивые ее моменты. Спасая от карателей село Малин Чешский (Волынь), погибло 15 украинских повстанцев. Пятнадцать из шестнадцати защитников! Тогда как красные партизаны спокойно выжидали —  как и под черниговской Корюковкой в свое время. Воины УПА ринулись спасать чехов, потому что считали их земляками. А еще потенциальными союзниками, потому что знали о хорошем отношении Чехословакии к украинскому движению. Правда, уничтожение Малина большевики позже припишут именно УПА, но то такое... Главное, чтобы мы сами знали правду. Знали, что в УПА воевали и азербайджанцы, и грузины, и узбеки, и татары, и россияне. А еще — голландцы, немцы, итальянцы, бельгийцы. Все они становились «нашими». Именно благодаря твердому решению воевать в рядах УПА, навсегда останется в украинской истории казах Омар Алойот (1921—1948) под псевдо «Коля». Фактически он стал народным героем Лемковщины. Майор Стебельский оставил о нем теплые воспоминания. Мол, этот казах был замечательным кавалеристом и отличался большой отвагой в бою. На каждом шагу призывал людей воевать за свободную Украину, подчеркивал, что и сам в свое время воевал за «свободный Казахстан». Интересно, что писал песни об УПА на казахском языке! Находясь в рядах УПА, «Коля» открыто исповедовал ислам. Поэтому и любили его за непосредственность и искренность крестьяне Лемковщины. Если уж речь идет о религиозной толерантности, то напомню, что в КаПА («Казацкой Повстанческой Армии»), которая была аналогом УПА и действовала на Кубани и в предгорьях Кавказа, разведчиками были преимущественно черкесы, которым удалось избежать принудительной депортации. Бывший политзаключенный Пантелеймон Василевский рассказывал мне, как черкесы осуществляли намаз. Еще одно доказательство того, что кубанцы и командиры КаПА из числа «материковых» украинцев толерантно относились к исламу.

* * *

Еще одна история. Профессор Василий Горбачук, который много лет преподавал украинский в Славянском пединституте, не был коренным жителем Донецка. Он родился на Берестейщине (Беларусь) и там был свидетелем героической борьбы УПА. Повстанцы иногда останавливались у них во время своих рейдов. Ходили и на север области, потому что контактировали с белорусским подпольем. Как-то вернувшись из похода (если не ошибаюсь, идет речь о 1946 годе), они принесли с собой белорусский флаг, открытки, а еще... белорусские повстанческие песни! Сами охотно их напевали, находясь на постое в семье Горбачуков. И это при том, что юг Берестейской области они считали украинской этнической территорией. Но никогда не трактовали белорусских патриотов, как своих врагов. Как это не похоже на польскую категоричность! Отношение к патриотам других национальностей было как к братьям. Грузин, которые воевали в составе УПА, украинцы в конце войны пытались переправить на Кавказ. Операция держалась в секрете, только подделанные документы давали шанс на поездку. Однако из Карпат ребятам посчастливилось доехать лишь... в Запорожье. Дальше их разоблачили смершовцы, была перестрелка. Одного из грузин, которому посчастливилось выжить, сотенный Мирослав Симчич встретил уже в концлагере «Мяунджа» Магаданской области. Надеюсь, ветеран УПА знает больше деталей.

Для меня же интересно, что украинцы не только произносили лозунги о свободе народов, но и предпринимали некоторые практические шаги для их воплощения. Нашли общий язык и с литовцами, которых немцы использовали для охраны железных дорог на Волыни. Те согласились отдать свое оружие и амуницию повстанцам, а украинцы лесами, где действовала АК, провели их до литовской этнической территории. Литовец под псевдо «Бронович» в 1992 году приезжал во Львов для участия в праздновании 50-й годовщины УПА. Россиянина Владимира Чермошенцева (родом из Поволжья) я знал лично и мог бы подтвердить, что тот своего командира, украинского националиста под псевдо «Юрко» воспринимало как родного отца. Всегда вспоминал его очень тепло. А настоящего отца Володи убили большевики во время голода на Поволжье. Убили на глазах у сына. Поэтому в УПА Володя был очень мотивированным воином. Одним из последних неукраинцев, кто погиб в рядах УПА, был россиянин Михаил Литвинов. Известно, что он был уроженцем Кемеровской области, имел псевдо «Альберт», воевал до 1950 года. Согласитесь: формула существования «вооруженные и толерантные» это намного лучше, чем просто толерантные. Потому что во втором случае некому защитить такие преимущества.

НЕМНОГО О НАШИХ ДНЯХ

Вспоминаю первые крымскотатарские митинги в Симферополе. Тысячи людей, развеваются крымскотатарские флаги, и где-то около сцены один, а в лучшем случае, два-три государственных, украинских. Украинцы в Крыму спокойно терпели такое соотношение, потому что понимали, что народ, который представляет лишь 0,5% населения Украины, все же является коренным народом Крыма. Поэтому у них и эмоции соответствующие. Мне кажется, время мало изменяет украинцев. Об этом я подумал, когда в 2015 году увидел огромный крымскотатарский флаг, нарисованный на бетонной киевской набережной Днепра. Процитирую и нынешнее сообщение волонтерки Оксаны Муравлевой из Краматорска: «Сегодня прекрасный день! Мы сделали еще одно хорошее дело, еще один шаг к Победе. Двадцать пять метров родных флагов скоро полетят в Крым, как напоминание, что мы помним о каждом узнике, о каждом оккупированном метре! Благодарим всех, кто приобщился!». Отмечу, что размеры сшитых вместе украинских и крымскотатарских флагов в этом случае были абсолютно одинаковыми. Несмотря на то, что роль украинцев и крымских татар в освобождении оккупированных территорий таки несколько разная. Наша беда разве что в слабости и в региональной разъединенности, но точно не в шовинизме! Поэтому на циничную ложь о воинах УПА, которая время от времени тиражируется в СМИ, надо немедленно и решительно реагировать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать