Виртуозный рисовальщик
Памяти художника Константина Могилевского20 апреля после тяжелой болезни умер заслуженный художник Украины Константин Викторович Могилевский. Он не дожил немного больше месяца до своего 67-летия.
Константин Могилевский родился 22 мая 1953 года в Ворошиловграде (в настоящее время Луганск). Окончил Луганское государственное художественное училище и с отличием Харьковский художественно-промышленный институт по специальности декоративно-промышленное искусство. Константин Викторович работал десять лет на должности директора Луганского художественного училища.
Последние годы жизни художника связаны с Ирпенским краем. Он поселился в городе Буча на Киевщине и преподавал изобразительное искусство в Ирпенской специализированной общеобразовательной школе художественного профиля № 1 и одновременно работал доцентом кафедры монументальной живописи Киевской государственной академии декоративно— прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука.
Творческая наработка Константина Могилевского охватывает разные жанры — пейзажи, портреты, натюрморты, витражи, мозаика, роспись и керамика. Константин Викторович — виртуозный рисовальщик. Его произведения поражают детальным воссозданием окружающего материального мира, удивительным умением изобразить свет и тень и показать перспективу. Он показывает зимнюю и летнюю красоту природы. Однако своим наилучшим произведением художник называл дочку.
Художник выполнил много витражей в частных и государственных архитектурных ансамблях. Его живописные работы хранятся в частных коллекциях в Украине, Австрии, Германии, Польше, России, США, Венгрии, Хорватии и Швейцарии. Константин Могилевский принимал участие в свыше двух десятках отечественных и зарубежных художественных выставках. Его персональные выставки экспонировались в Институте международных отношений, Академии декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука, университете «КРОК», галереи «Грифон» в Киеве, в Хорватии и Венгрии, а также в Ирпенском историко-краеведческом музее. В 2015 году Константин Викторович устроил в нашем музее в рамках городской Недели культуры мастер-класс по вытынанке. А через два года в музее была представлена выставка вытынанок учеников 11-го класса Ирпенской школы № 1.
Константин Могилевский учил школьную и студенческую молодежь гордиться украинским искусством, развивал его и также изучал зарубежную культуру.
Он обращал внимание, что оторванность от народной культурной основы стала одной из причин трагедии населения Донбасса. Десятками лет коммунисты воспитывали «новую историческую общность — советский народ», то есть перекати-поле без национальной культуры. Для этого сюда переселяли людей из других краев. И вот теперь следствием такого воспитания стали тысячи человеческих смертей.
Среди его натюрмортов выделяется отдельная группа. Художник Могилевский очень реалистично изобразил набор определенных предметов, созерцая которые вдумчивый поклонник искусства осознает целостный образ или идею. Например, натюрморт «Морской волк». Изображенные на картине кортик, морская фуражка, раковина и почти прикрытая карта земных полушарий на заднем плане, вызывают в воображении образ бывалого моряка. Интересно показан образ Гоголя на картине «Добрый вечер, Николай Васильевич!» А в натюрморте «Посвящение Нестору Махно» художнику удалось создать образ украинской народной стихии. Еще в одной картине художник изобразил рядом раковину и деньги Соловецкого лагеря особенного назначения. Поразительный контраст между красотой, созданной природой, и бумажками, с помощью которых в коммунистическом концлагере ускоряли смерть узников. Узники истощали себя непосильным трудом, чтобы получить возможность приобрести хотя бы что-то в концлагерном магазинчике. На Соловках погибали деятели культуры и простые люди. Это трагедия, которую пережили все народы бывшего СССР. Мы не должны забывать трагическое время нашей истории. Диптихом «Тени забытых предков» Могилевский обращается к знаменитому украинскому фильму и через него к гуцульским истокам украинской культуры.
К.В. Могилевский доказал, что реализм себя не исчерпал. Художник может изображать даже абстрактные понятия, не выходя за рамки реализма. Конечно, исторические натюрморты рассчитаны на мыслящего ценителя прекрасного. Репродукции таких картин стоит помещать в учебниках, чтобы школьники и студенты через изобразительное искусство, через эмоциональное потрясение, вызванное им, лучше усваивали литературу и историю. В то же время они бы учились понимать искусство.
В Ирпене Константин Могилевский выступил куратором художественных пленэров «Нарисованный Ирпень». Благодаря нему пленэр сразу стал всеукраинским, а в дальнейшем и международным. В пленэре принимают участие художники со всей Украины — от Закарпатья до Луганска и Харькова и от Ирпеня до Крыма, приезжают художники из Литвы и Словакии.
20 декабря 2019 года Константина Могилевского отметили Киевской областной премией в отрасли изобразительного искусства имени Ивана Сошенко за высокий профессионализм и весомый вклад в развитие изобразительного искусства.
Онкозаболевание оборвало жизнь художника в расцвете творческих сил.
Картина Могилевского «Дорога к храму» заставляет вспомнить вопрос, который прозвучал в конце фильма «Покаяние»: «Зачем дорога, которая не ведет к храму?» Храм наверху. Подниматься к нему трудно. Сбоку от тропинки обрыв. Можно упасть. Но к храму необходимо идти. Искусство — это тоже храм. Художник Константин Могилевский своим искусством завещал нам идти к храму.
Первый заместитель ирпенского городского головы Александр Маркушин сообщил, что память о Константине Могилевском будет увековечена мемориальной доской на стене школы № 1, где он работал, а летом шестой пленэр «Нарисованный Ирпень» будет назван в честь художника, который так много сделал для развития искусства в Ирпене.
В Ирпенском историко-краеведческом музее планируется посмертная персональная выставка Константина Могилевского.
Давно Ирпень нуждается в художественном музее. Там должен быть зал, посвященный творчеству Константина Могилевского. Возможно, стоит также основать премию или стипендию имени Константина Могилевского от городского головы для юных художников.
Выпуск газеты №:
№75-76, (2020)Section
Почта «Дня»