У него не было маленьких дел
О Николае ПЛАХОТНЮКЕ, основателе Музея шестидесятничестваМи ті,
що переступили
через смерть.
Ми ті,
що запалили вогонь
правди,
мужності,
чистоти.
Ми ті,
що душі свої поклали
на крила вічності.
Атена ПАШКО
Национальное самосознание и организаторские способности Николая Плахотнюка начинались еще со школьной парты, с организованных им кружков самодеятельности с мероприятиями, посвященными Тарасу Шевченко, Ивану Франко, Лесе Украинке.
Иногда в памяти всплывают незабываемые исторические события прошлого, и то, что происходило полвека назад, отчетливо предстает в настоящем: вот стоит рядом Николай в большой группе единомышленников около памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко мрачного 9 марта 1966 года, поем «Думи мої, думи мої», «Реве та стогне Дніпр широкий...», «Заповіт», читаем стихи Великого Пророка... И вот Николай вдохновенно предлагает нам, студентам политехнического института Анатолию Стеценко и мне, организовать в КПИ фольклорный хор.
Вскоре Анатолий собрал около 40 желающих с разных факультетов. На первых репетициях хора присутствовали бандурист Незовибатько и Нина Матвиенко, а незадолго до Нового года из этого хора определились две группы колядовщиков. Тогда к нам присоединились еще некоторые студенты из медицинского института, университета, института гражданской авиации (Георгий Веремийчик). На фотографиях, висящих на стендах Музея шестидесятничества, видим колядовщиков тех времен, а среди них — и трех очаровательных поющих сестер Пономаренко (Татьяну, Анну и Варвару), а также Павла Орлюка, студента КПИ, который был Маланкой, студента медицинского института Виктора Реминного, Василия Здоровило, вскоре окончившего инженерно-строительный институт, Николая Медведчука — все они из Тихого Хутора, земляки Николая Григорьевича.
Репетиции проводили Николай Плахотнюк, Юлий Журавский — скрипач, директор одной из киевских музыкальных школ и сопилкарь, и автор этих строк, в те времена — студент. Тогда же Юлий Журавский сформировал троистую музыку «Весилина» (скрипка, цимбалы, сопилка, бубен).
С огромным восторгом встречали Николая с колядовщиками уже известные писатели, ученые, деятели искусства: Михаил Брайчевский, Борис Антоненко-Давидович, Иван Гончар, Олесь Гончар, Петр Бойко, Иван Драч, Галина Севрук, Людмила Семыкина, Люба Панченко, Лина Костенко и многие другие выдающиеся украинцы.
У Николая Григорьевича на протяжении жизни не было маленьких дел. Все он делал с огромной ответственностью и воодушевлением, невероятной самоотверженностью и оптимизмом. Шла ли речь о создании музея шестидесятничества или о приведении в порядок мусоросвалки на родной земле под Тихим Хутором, или о работе с молодежью, или о лечении своих пациентов от туберкулеза.
На протяжении всей жизни Николай Плахотнюк мечтал о высокоразвитой национальной, европейской цветущей Украине, боролся за нее. В жизни всегда был энтузиастом и большим романтиком, любил путешествовать как в восточных степях Украины, так и в Карпатах на западе. Имел энциклопедическую память и хорошо знал историю своего края, этнографию, культуру, обычаи, традиции, песни и притчи и охотно делился своими наработками с окружением. По сей день помнят в Тихом Хуторе организованные им купальские вечера 1970 года с сотнями участников — исполнителями хороводов и купальских песен.
Николай Григорьевич Плахотнюк всегда самоотверженно и жертвенно боролся против большевистской догмы подавления. Горел духом свободы, стойко переносил ужасные испытания и пытки преступников коммунистического режима в лагерях, запугивания с избиениями, гонения и никогда в жизни не только не предал своих побратимов, но и не осуждал «заблудших», не жаловался на обидчиков.
В последние дни своей жизни Николай Григорьевич заметил: «Умирающему человеку уже безразлично, от какой болезни угасает — только бы безболезненно, без бремени для других».
Сотням друзей и единомышленников придавали сил его доброжелательные поздравления с днем рождения (он никогда не забывал такие дни) или с определенными достижениями. Потому что искреннее, спокойное слово шло от его доброго сердца...
Выпуск газеты №:
№52-53, (2016)Section
Почта «Дня»