Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Письма к Ольге

Мир увидело издание, посвященное первой любви Ивана Франко
04 ноября, 20:10

Недавно во львовском издательстве «Манускрипт-Львів» вышла чрезвычайно интересная книга — «Листи до Ольги», посвященная первой любви Ивана Франко Ольге Рошкевич (1857—1935), которая родилась в Лолине и похоронена в склепе двух семейств (Иванцов и Озаркевичей) в селе Миклашеве поблизости Львова. Составителем этого издания является львовский ученый, переводчик, многолетний преподаватель, заведующий кафедрой украинского и иностранных языков имени Якима Яремы, профессор Михаил Падура.

Этот сборник заинтересует всех ценителей украинского слова и национальной литературы, а прежде всего, франковедов — тех, кто исследует многогранное творчество национального гения — Ивана Франко (1856—1916),  в частности и его эпистолярное наследие.

Издание уникально тем, что в нем впервые целостно публикуется вся письменная корреспонденция между Иваном Франко и его первой большой любовью — Ольгой Рошкевич, что представляет собой наилучший образец украинского интимного эпистолярного наследия, которое насчитывает 38 писем Ивана Франко к Ольге Рошкевич и 16 писем О. Рошкевич к И. Франко. В это издание вошли еще два письма Ивана Франко: одно к отцу Ольги — Михаилу Рошкевичу, у которого молодой Франко просит руки Ольги, и второе к Владимиру Озаркевичу, будущему мужу Ольги, а также два больших воспоминания сестры Ольги Рошкевич — Михайлины Рошкевич-Иванец, записанные уже после смерти Ольги, что, бесспорно, дополняет понимание относительно освещения этих взаимоотношений и очерчивает отдельные факты из жизни яркого в своей самобытности и силе феноменального таланта Ивана Франко.

Эти письма являются прекрасной иллюстрацией их высоких чувств, преисполненных сокровенностью душ, в их отношениях, которым, к величайшему сожалению, будущее не судилось. Как известно, разные факторы и тогдашние обстоятельства, прежде всего, увлечение Франко тогда модными социалистическими идеями, прервали их надежды. В то же время, хотя эти события и перечеркнули пылкую страсть в личной жизни И. Франко: «Одна жизнь — одна любовь», они позднее вытворили жемчужину мировой интимной лирики «Зів’яле листя». Для примера приведем из нее несколько строк:

Тричі мені являлася любов.

Одна несміла, як лілея біла,

З зітхання й мрій уткана,

із обснов

Сріблястих, мов метелик,

підлетіла.

Купав її в рожевих блисках

май,

На пурпуровій хмарі вранці

сіла

І бачила довкола рай і рай!

Вона була невинна,

як дитина,

Пахуча, як розцвілий свіжо

гай.

Не осуществилась также мечта Ольги, которая желала идти бок о бок всю жизнь с человеком, которым не просто увлекалась, которого уважала, а до умопомрачения любила. И хоть вышла замуж за другого, никогда не переставала любить Франко и эту любовь взяла с собой в могилу. А при жизни ни с кем не желала говорить о своих взаимоотношениях с Франко, за что ее упрекала сестра Михайлина.

Сборник писем, который представлен фотоиллюстративным материалом, а это в частности церковь в селе Миклашеве, в которой молилась Ольга Рошкевич, и общий склеп на кладбище села, включает в себя также основательные по содержанию примечания и объяснения слов — в этом заслуга составителя.

Творческий феномен Ивана Франко постигаем и в наши дни. Но благодаря этому сборнику открываем еще одну из граней жизни И. Франко — яркой личности в украинской национальной культуре.

И наконец, приведем один интригующий абзац автора-составителя из его предисловия к книге.  «Не знаю, чи це правда, чи наснився мені дивний сон, ніби я на цвинтарі села Миклашева, де похоронена Ольга. І тут від старшої людини, що підійшла до мене, почув я таке: «Один раз на десять років у день смерті Ольги опівночі приходить до її могили молода гарна дівчина, вся у білому весільному вбранні з віночком на голові, сідає на камені, кладе собі на поділ в’язку листів, читає їх і гірко плаче. І поки вона читає ці листи, на гербі села Лолина зникає одне серце».

Думаем, что эта легенда в дальнейшем вечно будет жить с именем Ольги Рошкевич.

Соломия ДЯКИВ, Львов. Иллюстрации предоставлены Михаилом Падурой

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать