От Черниговщины до Буджака
Как спасти украинское село? Ситуация на Севере и на ЮгеКак-то так совпало, что на Черниговщине я побывал сразу после поездки на Одесчину. Символично, потому что это две самые крупные по территории области Украины. Самая северная и самая южная... Полесье и Степь. А вот сельские проблемы там очень похожи. Когда после возвращения погрузился в чтение «Дня», то сразу обратил внимание на статью Анжелы Савченко «Выстоит ли наследие Черниговского земства?» («День» от 4.06.2021). Даже взгляд не мог отвести от черно-белого фото старой деревянной школы! Она так напомнила школу в селе Турья Cновского района, которую заканчивал отец! Обратил внимание и на текст: «Практически каждая школа на Чернигово-Сиверщине ведет свою историю с момента Черниговского земства, которое поставило перед собой задачу образования и просвещения сельского населения. Земские школы появились как альтернатива церковно-приходскому обучению, закостенелому, догматическому, далекому от общественных проблем...»
Не думаю, что Анжела Савченко преувеличивала, утверждая: «С появлением земских школ в селах начался отсчет новой эпохи — эпохи просвещенного крестьянства...»
Может, это и есть ответ на вопрос, который я раньше часто задавал сам себе: почему у отца была такая тяга к знаниям? И Шевченко любил, и Гоголя, и Достоевского, и Толстого ... Бесконечно любя детей, избрал для себя профессию учителя. Может, действительно, сельская школа заложила такой мощный фундамент? Тогда хвала первопроходцам! Черниговские земцы: супруги Русовы, Иван Петрункевич, Линдфорс, Галаган — смотрели в корень... А большевики просто воспользовались неплохим наследием.
Конечно, они еще добавили свою идеологию. И она влияла! Скажем, в этой же Турянской школе учился и Герой Советского Союза, генерал армии Петр Лащенко. В свое время он был первым заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками СССР. То есть не последним человеком в стране. Но на его совести и подавление венгерского восстания в 1956 году. А вот отец мне запомнился не только тягой к знаниям, но и обостренным чувством справедливости. Пожалуй, такой же была и турьянка Анна Кириенко, мать известного русского поэта-диссидента Александра Бывшева. Она училась в той же школе, что и отец, только позже. Так вот: много ли вы знаете русских поэтов, которые бы осмелились критиковать политику Кремля? А ее сын Александр, живя в провинциальных Кромах (Орловская область), несмотря на то, что находится под постоянным наблюдением ФСБ, пишет об Украине так, что в каждой строчке чувствуется пульс свободолюбивой казацкой души:
Зерна зла всюду с щедростью сея,
Без паскудств ты не можешь
ни дня...
Будь ты проклята, Раша-Расея!
И Господь да услышит меня!
Отец Александра — этнический русский, но истина для сына Анны Кириенко превыше всего. Поэтому на его творчество иногда обращают внимание такие же мировые правдолюбы:
Сееш зло, няма да крия,
Без гаднярство не можеш и ден...
Анатема теб, Раша-Русия!
Нека Господ чуе и мен!
Это за перевод произведений Бывшева взялся великий друг Украины, болгарский диссидент Николай Ганчев-Колев. Тоже твердый орешек! В свое время он выдержал голодовку продолжительностью 83 дня.
Кстати, если уж речь зашла о болгарах... На Одесчине я много беседовал с ними. Обсуждали достаточно деликатную тему: почему теперь, когда болгарский язык, после многих лет игнорирования, начали изучать в школах Южной Бессарабии (говорят даже об открытии болгарской школы в самой Одессе!), именно сейчас над болгарами нависла реальная угроза ассимиляции? Причем не украинизации, а русификации по «донбасско-приазовскому» сценарию. Где там сейчас грекоязычные села? Неужели что-то подобное ждет и болгар, молдаван, гагаузов Буджака? А виной всему не языковая политика Украины, а депопуляция, вымирание села. Конечно, до Черниговщины Буджаку еще далеко, но тенденции те же.
Поэтому Одесская региональная дирекция Национальной общественной радиокомпании Украины заказала цикл из двенадцати передач об исчезающих селах Одесчины. Заниматься этим будет Татьяна Станева (уроженка болгарского села Криничное) вместе с единомышленниками.
А теперь сравним. Анжела Савченко пишет о Сиверщине так: «Закрывается школа — умирает село... Заброшенные школы, как памятник народа, который лишает себя будущего...»
Как видим, совсем без оптимизма. А откуда ему браться, когда Сиверщина постепенно превращается в медвежий угол? И это не только в переносном смысле — в 2019 году в 15 километрах от Турья лесоводы зафиксировали следы довольно крупного медведя! Они порой туда забредают из соседней Брянщины. Уже и разницы особой не ощущают между областями (а когда-то ощущали!), Поэтому и говорю: медведи — тоже показатель.
***
Нет, конечно, Одесчина богатая, солнечная, черноземная! Почему же тогда Татьяна Станева не может похвастаться оптимистичными выводами:
«Считаю, что со школы начинается село, на ней все и заканчивается... Именно в селе Голица показатели уменьшения учеников кричащие. Школа, рассчитанная на 600 человек, с еще полным активным педагогическим составом, насчитывает 51 ребенка вместе с детсадом. Этакая большая семья, где каждый — свой! Но в этом году в селе не родился ни один ребенок...»
И вот еще интересное наблюдение: «Мы вывели определенную закономерность: чем хуже дорога — тем большая проблема с демографией. В такие села не заезжает нога ни одного туриста, почти никогда — репортера, а тем более культурного деятеля...»
Неужели и здесь села будут вымирать, а молодые бессарабцы искать счастья, как в обрусевшей Одессе, в той же Болгарии? Если бы не этот фактор, то новая образовательная политика могла бы существенно приблизить молодое поколение болгар к Украине. Нам ведь так важно, чтобы всех нас объединяла европейскость! И если уж болгарский диссидент берется переводить стихи непоколебимого Бывшева, то для кого переведенные произведения будут роднее? Для патриотов маленькой «украинской Болгарии» на территории Одесчины или для вынужденных ассимилянтов? А теперь сами подумайте — как будет лучше для Украины? Спасать болгарские (молдавские, гагаузские, албанские) села или замалчивать проблему, тем самым способствуя русификации? Кстати, украинские села Буджака ассимилируются так же быстро — несмотря на голословные заявления пророссийских деятелей о «тотальной украинизации» Одесчины. Важный показатель — на каком языке дети говорят на переменах.
На мой взгляд, мир настолько тесен, что и проблемы украинского села нужно решать сообща. И черниговского, и причерноморского, и приазовского, и черкасского... А вот как именно — поразмышляем далее.