Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Краков: польский, многокультурный... Украинский?

07 августа, 17:39
ЗАМОК ВАВЕЛЬ, КРАКОВ / ФОТО АВТОРА

Понимаю: такой заголовок имеет провокационный характер. Кто сомневается в польскости Кракова? Сами же поляки с гордостью заявляют, что имеют три столицы. Столицу политическую — Варшаву. Столицу духовную — Ченстохову. И столицу культурную — Краков.

Сейчас вам могут говорить (особенно на лекциях, претендующих на академичность) о многокультурности Кракова. Мол, здесь, наряду с польской, были представлены культуры немецкая, еврейская, итальянская, армянская... Подобные разговоры о многокультурности нынче модны в странах Европейского Союза, в который Польша недавно вступила. Ведь Европейский Союз и строится как сообщество разных народов и разных культур.

Хотя в лекциях, которые автору пришлось выслушать в Кракове в различных уважаемых институтах, была некоторая однобокость и почти всегда игнорировался украинский аспект. Украинской культуры в Кракове будто бы и не было. Хотя здесь наша культура была представлена. И довольно мощно.

На одной из лекций я не сдержался. Спрашиваю, как же так, вы говорите о представителях тех или иных культур, а где украинцы? Нужно отдать должное изобретательности лектора. Он сказал: а я вот ждал, когда мне зададут такой вопрос. И он действительно неплохо ориентировался в этой проблеме.

Почему о нас, украинцах, не говорят в Кракове? И не только в Кракове. Потому что мы «второсортные» для членов Европейского Союза? Есть такое! Но немалая вина ложится и на нас. Мы не умеем заявить о себе. А когда это делаем, то не всегда удачно.

Что касается Кракова, то здесь жили украинцы издавна, еще со времен Средневековья (их называли тогда русинами). Краков в плане торговли был связан с украинскими землями, в частности Галичиной. Да и земли, населенные этническими украинцами, очень близко подходили к Кракову.

В древнем Кракове русины- украинцы не только торговали, занимались деловыми вопросами, но и создавали свою культурную среду. Именно здесь были напечатаны первые известные нам кириллические книги. В 1491 г. Швайпольт Фиоль отпечатал в Кракове «Октоих», «Часословец», две «Триоди» и, возможно, «Псалтырь». Эти книги имели богослужебный характер и были предназначены для православных русинов.

Почему именно Краков стоял у источников украинской кириллической печати? На это было несколько причин. Как известно, техника книгопечатания, зародившись в середине ХV ст. в Германии, быстро распространилась в Западной Европе, особенно в Северной Италии. В Кракове эта техника была известна с 70-х гг. ХV ст. Тогда здесь напечатали первые латиноязычные произведения. Краков также был тесно связан с немецкими землями. И немецкие ремесленники-печатники могли оказать помощь в налаживании кириллического книгопечатания. С другой стороны, в Кракове должны были быть люди, заинтересованные в подобных изданиях. Собственно, они и выступили их заказчиками. Можно не сомневаться, что этими людьми были русины-украинцы из Галичины.

Таким образом, Краков стоял у истоков украинского книгопечатания. И фактически в конце ХV ст. стал своеобразной культурной столицей для украинцев.

Стоит также напомнить, что в Краковском университете в то время работал Юрий Дрогобыч — первый украинский автор печатной книги. И вообще в этом университете училось и работало немало выходцев из Украины. Можно вспомнить Петра Лодия, Богдана Лепкого, Владимира Кубиевича... Но, боюсь, об этом вы не узнаете в Кракове. Даже в музее Краковского университета.

Сказать, что этот музей меня поразил, это не сказать ничего. Здесь собраны (с любовью!) тысячи экспонатов, имеющих отношение к самому старому высшему учебному заведению Польши. Некоторые из этих экспонатов имеют просто поразительные истории, достойные пера романиста. Представляю, какое чувство гордости испытывают студенты Краковского университета (и любой поляк) после экскурсии по залам этого музея.

«А как же Гуго Коллонтай?» — не удержался я и спросил, когда мне и группе моих коллег показали добрую половину залов. Тут я услышал комплименты в адрес этого деятеля. Г. Коллонтая очень уважают в Краковском университете. Это же первый министр образования в Речи Посполитой (и в Европе вообще). В конце ХVIII ст. он реформировал Краковский университет, находившийся в состоянии стагнации, и превратил его в высшее учебное заведение, отвечавшее требованиям времени. Оказывается, в музее университета есть специальный большой зал, посвященный Г. Коллонтаю.

Но этот великий человек родился на украинской земле в городке Большие Дедеркалы (сейчас село Шумского района Тернопольской области). Да и в жилах этого человека, происходившего из мелкошляхетской семьи, вероятно, текла кровь украинская. Г. Коллонтай послужил и украинской культуре. Был основателем Кременецкого лицея, на базе которого позже возник Киевский университет.

К сожалению, украинцы не умеют гордиться такими сынами своей земли. А поляки, конечно, считают Г. Коллонтая своим и просто игнорируют его украинские корни.

На одной из лекций в Краковском университете, организованных для группы преподавателей из Украины, Белоруссии и Польши, к которой я также принадлежал, зашла речь о Конституции 3 мая 1891 г., к составлению которой имел отношение Г. Коллонтай. Лектор дал понять, что эта Конституция является предметом гордости не только поляков, но и литовцев. Ведь это первая в Европе Конституция (и вторая в мире после американской). Она, мол, свидетельствует о европейскости народов, входивших в Речь Посполитую, об их вкладе в правовую культуру Европы. Годовщину Конституции 3 мая, отметил пан лектор, сейчас празднуют не только в Варшаве, но и в Вильнюсе. Было бы хорошо, если бы ее отмечали в Киеве.

«Боюсь, этого не будет», — сказал я, иронично улыбаясь. «А это почему же? Вы же стремитесь присоединиться к Европе, вступить в Европейский Союз!» «Но у нас есть своя Конституция Пилипа Орлика. Она старше вашей где-то лет на семьдесят», — продолжал иронизировать. Мои коллеги из Украины одобрительно закивали головой. Ну, действительно, кто из нас не знает Конституции Орлика. А Конституция 3 мая для нас, украинцев, почти как китайская грамота. Лектор сделал большие глаза. «А это что такое?» — он имел в виду Конституцию Орлика. Не знают профессора из Польши и других стран Европейского Союза о нашей славной Конституции. И знать не хотят. А мы радуемся, как дети, думая, что имеем самую старшую Конституцию и в Европе, и в мире.

Хотя если внимательно почитать документ, который мы с гордостью именуем Конституцией Пилипа Орлика, то он явно на Конституцию не тянет (в понимании правового акта как Основного Закона). Это интересный политический (именно так — политический, а не юридический) документ, и не более того. Создав сомнительный миф об этой Конституции, мы не понимаем, что выглядим в глазах наших западных соседей просто смешно.

Стоит ли заниматься таким мифотворчеством? Может, лучше что-то узнать о первой (реальной!) европейской Конституции 3 мая. Я далек от того, чтобы призывать отмечать ее принятие на таком уровне, как это делают в Варшаве или Вильнюсе. Но отмечать стоит. Тем более, что мы имели отношение к ней.

Но вернемся к «украинскому Кракову». Опять же об этом мало говорится, но в 1939—1941 гг. Краков стал своеобразной «столицей» Украины (во всяком случае для украинской интеллигенции). В 1939 г., когда большевики «освободили» Западную Украину, многие национально сознательные украинские интеллектуалы, зная, что их ждет, подались на Запад. Городом, где осели эти люди, стал именно Краков. Здесь они организовали свою политическую ячейку — Украинский Центральный Комитет. Издавали журналы на украинском языке. И не только для взрослых, но и для подростков и детей. Была у них даже своя ежедневная газета «Краковские вести».

И сейчас есть в Кракове некоторые центры украинства. В частности, украинистика преподается в Краковском университете. Есть даже Генеральное консульство нашего государства. Но, честно говоря, какие-то они малозаметные. Кто виноват в этом — разбираться не будем.

Вообще в Польше, несмотря на наше близкое соседство, Украины как будто и не существует. В книжных магазинах не найдете книг об Украине. Хотя можно найти книги об экзотических странах. Практически нет в магазинах наших товаров (в принципе, нечего здесь удивляться, Европейский Союз на свой рынок просто так не пускает). Нет украинских ресторанов — хотя есть турецкие, китайские, даже армянские. А наша же кухня близка к польской!

Редко предлагают туристические агентства поездки в Украину. Мы «отдыхаем» перед Турцией, Италией, Испанией, Грецией, Болгарией, Египтом, Тунисом... Хотя, казалось бы, у нас огромные рекреационные возможности, есть и множество интересных памятников истории и архитектуры. Особенно таких, которые могут заинтересовать поляков.

Правда, ездят они на «вычечки» во Львов, Кременец, Каменец-Подольский. Это для них — святые места. Кстати, архитектура Львова выглядит интереснее и эффектнее, чем архитектура Кракова. Даже приходилось слышать некоторую «обиду» краковчан на Львов. Дело в том, что Краков, войдя после раздела Речи Посполитой в состав Австрии, оказался на положении провинциального города. В то время как Львов стал столицей Галичины — коронного края. Поэтому Львов перестраивался, украшался, чего не скажешь о Кракове. Следы «австрийского наследия» дают о себе знать и сегодня.

Одна из студенток Краковского университета, которая учится на украинистике и подрабатывает в туристической фирме, рассказала, что возит поляков отдыхать в Крым. Конечно, сервис там слабый, зато цена умеренная. Немного таких желающих, но чуть-чуть есть. Преимущественно молодые люди, у которых с деньгами сложно. Удобства им особые не нужны. А Черное море и в Крыму Черное.

Действительно, имея неплохие возможности для развития туризма (а туризм сейчас — одна из самых прибыльных отраслей), мы проигрываем благодаря нашему «ненавязчивому сервису» и, соответственно, нашей низкой бытовой культуре. Давайте беспристрастно посмотрим, какие наши гостиницы, какой там уровень обслуживания и какие непомерные цены за этот гостиничный сервис. А какие наши дороги (особенно в глубинке), сколько мусора на этих дорогах, на улицах городов и сел, в конце концов, какие наши общественные туалеты. О бездомных собаках и котах на улицах молчу. Если для европейцев это варварство, то для нас — обычное явление. Может, пора задуматься над тем, что благодаря такой неряшливости мы теряем очень много. И не только денег.

Но вернемся к Кракову. После того, как в начале ХVII ст. город перестал быть столицей Польши и Речи Посполитой, передав эстафету Варшаве, он постепенно утрачивал свое значение, даже деградировал. Это стало особенно заметным в австрийские времена. Однако в ХХ ст., в межвоенный период, когда произошло восстановление Польского государства, на Краков как на культурную столицу было обращено внимание. Именно тогда началось интенсивное восстановление Вавеля, который сейчас для поляков является чуть ли не самой главной их исторической святыней.

Вавель — это замок-резиденция польских королей. Существовал он, очевидно, с ХI ст. Но в нынешней форме возник в начале ХVI ст., когда Польша находилась в зените своего могущества. Тогда замок, уничтоженный пожаром в 1499 г., был отстроен в ренессансном стиле. Его справедливо считают одним из лучших образцов архитектуры Возрождения на польских землях. После того, как в начале ХVII ст. он перестал быть резиденцией королей Речи Посполитой, судьба не была благосклонна к нему. Несколько раз его разрушали шведы, во времена Австрии здесь находились казармы военного гарнизона.

На восстановление Вавеля в межвоенный период тратились немалые средства. Напомним, что в то время Польша не принадлежала к богатым странам, постоянно сталкивалась с проблемами как политическими, так и экономическими. Однако для Вавеля деньги нашлись. В некотором смысле восстановление Вавеля, организация здесь прекрасного музея — это проявление польского национального духа.

Правда, есть в отстроенном Вавеле и украинский след. В просторных залах замка мне в глаза бросились две печи, обложенные красивым, ярким кафелем. Как-то необычно выглядели они в этой в целом строгой замковой атмосфере. Поэтому поинтересовался у экскурсовода, что это за печи. И услышал: они были привезены из Украины, из Вишневца, из замка князей Вишневецких. К сожалению, Вишневецкий замок сейчас выглядит не лучшим образом. Куда ему соревноваться с Вавелем.

А еще на Вавеле похоронены польские короли, епископы. Нашлось здесь место и для двух великих поэтов Польши — Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого. О последнем сразу вспоминается: родился в Украине, писал об Украине (пусть по-польски), крещен был как греко-католик. И сердце его было похоронено в Украине, в Кременце.

Вот так, есть в Кракове немало украинского. Но есть ли желание его видеть?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать