«Коляда должна звучать»
Львовяне — о праздничных ожиданиях, потерях и желании жить дальшеТамила ПЕЧЕНЮК, заведующая кафедрой художественного текстиля Львовской национальной академии искусств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины:
— Хорошее и плохое всегда идут рядом, хотим мы этого или нет. Так что именно так я вижу последний месяц прошлого года и начало нынешнего.
Закончился год напряженной работой по завершению учебного семестра после продолжительного периода дистанционного обучения. Ведь только с 1 декабря мы получили возможность вернуться в аудитории и мастерские кафедры. Как хорошо можно воспринимать ту напористость к выполнению практических задач, которую мы наблюдали у наших студентов, которым карантин усилил ощущение потребности в реальной коммуникации с преподавателями в пространстве академии. Это способствовало завершению выполнения курсовых заданий в короткое время на хорошем уровне. К хорошему можно отнести и защиту дипломных работ наших магистров, которые тоже проходили в последнюю неделю прошлого года. Наши талантливые, креативные и очень трудолюбивые девушки показали, что закалены к испытаниям, ведь, несмотря на все ограничения, выполнили в полном объеме на самом высоком уровне свои творческие проекты.
Вместе с тем добрые ожидания новогодних и рождественских праздников переплелись с печальными событиями, когда уходят близкие люди. Для меня лично это потеря очень близкой подруги Оленки Цымбалюк, а также незаурядной личности творческой среды Львова — Остапа Лозинского. Светлая им память...
А нам жить дальше и ценить все, что будет впереди.
Богдан ТИХОЛОЗ, директор Дома Франко:
— Хорошо, что мы с командой музея успешно завершили предыдущий год и счастливо вошли в новый. Оба эти года для нас знаковые, юбилейные: 2021-й — 165-летие со дня рождения Ивана Франко, а осенью 2022-го исполнится 120 лет самому Дому Франко, ведь писатель с семьей вошел в виллу на Софиевке именно в 1902-м.
В прошлом году нашей команде удалось реализовать масштабные проекты при поддержке Украинского культурного фонда: «Франкомандри +» (по разработке новых туристических маршрутов по следам Ивана Франко в Украине и за рубежом) и «Франко Re:volution» (чествование юбилея классика без пафоса и замшелых шаблонов, в формате выставки современного искусства Franko Laboratorium 3.0 под руководством Василия Одрехивского и ярких премьер на сценах Львовской оперы и Киевского театра оперетты — мистерии «Легенда о вечной жизни» по произведению Франко в режиссуре Александра Билозуба и в исполнении «Курбасов»). А в 2022 год мы въехали на «Франкокаре» — первом в истории нашего музея служебном автомобиле, приобретенном на средства областного бюджета, в который мы вложили и немного своих, заработанных. Так что в новом году Дом Франко — это уже музей на колесах, который имеет шансы стать еще более динамичным! Хорошо, что в багажнике этого автомобиля 3 выпуска обновленного «Наукового вісника...» и целых 15 — книжной серии «Бібліотека Дому Франка», сразу 9 из которых — нынешнего года! Среди них — и монография Натальи Тихолоз «Петро Франко. Формула долі», удостоенная премий имени Михаила Возняка и Григория Костюка — первая научная биография легендарного сына Франко, основателя «Пласта» и украинской военной авиации, а кроме того — первого директора нашего музея!
А самым приятным событием начала 2022-го стало первое международное награждение Дома Франко — специальная награда «За лидерство» Международной премии «Жива» (ZIVA AWARD). Это престижная премия для лучших музеев славянского мира, присуждаемая фондом «Форум славянских культур» и Европейской музейной академией с 2014 года. Дому Франко первому из украинских музеев удалось завоевать эту награду в честной конкуренции 22 музейных учреждений из 11 стран Европы. Наша команда презентовала свои достижения в столице Сербии, откуда привезла «трофеи» в виллу Франко — не столько как признание достижений, сколько как «аванс» на будущее.
Что плохого? Грустно и досадно, когда наш «человеческий мир» вдруг беднеет теми, кого любим и ценим. Среди болезненных утрат января 2022-го — Остап Лозинский, художник и характерник, искусствовед и иконописец. Его называют «гением украинского Рождества», а в последний путь отправляли колядой, ведь отошел он в рождественскую пору, которую так искренне и страстно любил и живописал. Его житие, короткое и светлое, как сказка, и звонкое и поэтическое, как коляда, было удивительно полно — смыслов, людей и идей. Поэтому думаю себе не только о его смерти, такой неизбежной и несвоевременной, а о том, как удивительно много любви вокруг него. Как много было ее в нем — и как нескончаемо много осталось. И дальше будет. В фотографиях, иконах, шутках, улыбках, воспоминаниях, подарках и колядах.
Ведь коляда должна звучать, даже когда нас уже не будет.
И это то хорошее, которое ничто плохое не преодолеет и не омрачит.
Наталья ИВАНИЧУК, германистка по специальности, германистка и скандинавистка по переводам:
— Из хорошего — праздники, которые немного веселят в той невеселой ситуации, в которой мы оказались. Собирались за столом семьей — радовались. Все крутится вокруг того, что хорошо быть в кругу семьи. То есть у меня настроение достаточно оптимистичное — я вообще оптимистка по жизни. Болели несильно — уже хорошо. Встретились с детьми, которые поразъезжались по миру — еще чудеснее. Внучка растет, говорит на английском и шведском (еще четырех нет!), считает до ста — это очень большое утешение. Прислоненная, не отвыкла за полгода, чего я сильно боялась, потому что ребенок давно не видел бабушку. Все это было очень весело и радостно!
Что плохого? Ситуация, в которой мы живем. Всюду какая-то угроза. Угроза от этой глупой болезни, ведь ты не знаешь, где и когда она зацепит, поэтому постоянно остерегаешься и переживаешь. Политическая ситуация (и внутренняя, и внешняя), зашкаливает тревога, и приходится жить под колпаком постоянной тревоги и трема. Я потому и новости не смотрю. Принципиально. Потому что очень стрессую.
Ну и смерти из круга людей, которых знаю — не просто «кто-то где-то там». Умер Евгений Федорченко (актер Театра Заньковецкой. — Т.К.). Он тесно дружил с моим отцом. Я не очень близко его знала, но он человек из папиного окружения и, соответственно, из моего детского окружения. Он часто бывал у нас дома, и я слушала его шутки. Знаю, что он болел. Но... Его смерть стала для меня неожиданностью. То же самое — Остап Лозинский. Умер от ковида главный врач Радеховской больницы — это мой друг детства, близкий. Шок!
Словом, в моем кругу знакомых, близких и более далеких, за последнее время (конец прошлого года — начало этого) — несколько смертей. Это все бьет по голове, тревожит.
Но у меня еще есть запас бодрости, и стараюсь жить, абстрагируясь от негатива. Пока удается. Как будет дальше — увидим.