Коллективный психоз вместо коллективного иммунитета?
О митинге противников вакцинации в ИзмаилеНЕСКОЛЬКО СЛОВ СОБРАТЬЯМ ПО ПЕРУ
Тем, кому не понравится резкость вопроса в заголовке, хочу заявить: я тоже «народ», демократические вольности распространяются и на меня. Если народу, митинговавшему в субботний день конца октября на площади перед Измаильским горсоветом, не возбранялось говорить всё, что приходило в голову по поводу проводимой в стране антиковидной вакцинации, то почему мне как рядовому гражданину не позволено высказаться о самом митинге? Тем более что к этому обязывают и профессиональные занятия, и многолетнее членство в Национальном союзе журналистов Украины.
Молодые коллеги поучают: журналист должен быть беспристрастным, отражать жизнь, никому ничего не навязывая. Да они просто уходят от оценок и беспристрастностью подменяют объективность! Это не одно и то же. Как по мне, журналист не должен работать в жанре ретранслятора, «добру и злу внимая равнодушно». Кому-то сегодня такая «творческая» установка выгодна, хотя по сути она является антигосударственной и антинародной. Ведь традиции отечественной публицистики всегда требовали обратного: авторской позиции, её определённости и здравого смысла. Беспристрастность — не индифферентность и уж тем более не беспринципность. Господам, пишущим для публики, это следует помнить.
ОХЛОКРАТИЯ, ЗАСЛУЖИВАЮЩАЯ ПОРИЦАНИЯ
Состоявшийся в Измаиле митинг противников вакцинации — охлократичный, организационно непродуманный, сумбурный — однозначно заслуживает порицания.
По мнению полиции, митингующих было около 150 человек. Мне показалось, что пришло больше двухсот. Дело, конечно, не в количестве, — митинг стоит внимания как показатель настроений. Как бы то ни было, площадь перед мэрией заполнилась своевременно, и на её флангах образовались два центра притяжения. В правом инициативу и микрофон взял в свои руки местный протестантский проповедник, левый центр при плохом звуке слушал выступление какой-то женщины, веером державшей у лица странички с распечатанными текстами. Пасторская речь, пересыпанная евангельской фразеологией, быстро утомила слушателей, и они стали перемещаться от оратора на левый фланг. Тут же было объявлено о сборе подписей под шаблонами петиций (подготовленными явно не в Измаиле), в адрес президента, Верховной Рады, Кабмина, Министерства охраны здоровья, в офис омбудсмена, защищающего права человека, а также в какие-то международные организации. Люди всех возрастов стояли скученно, в основном без масок, и ставили на листках свои подписи, не читая. То тут, то там возникали островки группового общения, поднимались рукописные плакаты, основное содержание которых сводилось к слогану «»Нет» принудительной вакцинации!». Одна из активисток, вещавшая на фоне такого плаката, безапелляционно и с претензиями на компетентность обличала власть всех уровней и мастей, включая медиков. Выяснилось, что она учительница одной из городских школ, давняя выпускница Измаильского пединститута (сейчас это гуманитарный университет), работает с младшими классами. Кажется, её апломба хватило бы на статус доктора медицинских наук.
ПЛОДЫ «ПРОСВЕЩЕНИЯ» И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
Лёгкость, с какой публика касалась сложнейших медицинских, политических, правовых, управленческих вопросов, поражает. Увы, интернет может быть не только благом, но и злом. Начитавшись в соцсетях вздора, заблуждений, фантазий-страшилок, псевдонаучных умствований всякого рода «блогеров», опираясь на комментарии себе подобных, не будучи способными отличить манипулятивные тексты от профессионального анализа хода пандемии, качества вакцин и т.д., люди без особых колебаний и раздумий впали в протестный раж. Дезориентация обернулась решением не вакцинироваться, «абы не было хуже». Аргументы приводились самые фантастические: с вакциной якобы нам введут некий зомбирующий чип, изменят ДНК, «наградят» отдалёнными и опасными для здоровья последствиями, и всё закончится «геноцидом украинского народа».
Кто же, по мнению этих «экспертов», одержим преступными, поистине дьявольскими намерениями, кто пытается стереть украинцев и всё человечество с лица земли? Ясно, кто: «Они». За этим безликим «они» каждый видит, кого хочет: теневое «мировое правительство», США, банкиров-миллиардеров, «жидомасонов», Билла Гейтса, фармацевтические компании, украинских олигархов, «попирающее права человека украинское руководство»...
Легковерие сограждан зашкаливает. При этом оно избирательное. Поверят кому угодно, примут любую ахинею, но официальную информацию отвергнут, особенно если её источник — властные структуры. Хотя, надо признать, кризис доверия породила сама власть с её манипуляцией общественным сознанием, практикой говорить полуправду и не замечать лжи. В структуре Кабинета Министров до недавнего времени было Министерство информационной политики. Много ли мы знаем о его деятельности, а главное, как ощутили её на себе? Давно не стало парткомов, равно как и отделов пропаганды и агитации. Но что взамен? Кто сегодня работает с людьми, просвещает, разъясняет, ориентирует?
Знаете, кого не хватало на том митинге антивакцинаторов? Хотя бы одного-двух терапевтов либо врачей-инфекционистов под эгидой ныне упразднённого «Центра здоровья» ЦРБ, — врачей, которые могли бы противопоставить микрофонным страхам и домыслам объективную оценку эпидситуации, пусть тезисно, но доступно рассказать о болезни, её лечении, осложнениях, прививочной профилактике и антивакционных рисках. Разрешая мероприятие, исполком должен был предусмотреть такую возможность, да и «глас народа» стоило послушать. Увы, ни врачи, ни чиновники на митинге не присутствовали. А ведь ковид — лишь один из поводов для протеста. За участием в таких акциях могут скрываться и другие, толкающие людей на площадь глубинные причины общенационального недовольства. Положение в стране непростое, раздражение накапливается, требует выхода, разрядки, и как бы не стали эти митинговые настроения спичкой для социального пожара.
То, что в головах многих соотечественников сплошная мировоззренческая каша, — печальный результат в том числе нашего школьного и вузовского образования. Философию материализма все вроде бы проходили, общественные и естественные науки изучали, а мифы о мировом заговоре и чипирующих вакцинах принимаются всерьёз. Неужели пещерность неизлечима? Не могу забыть, как в 90-е страна сидела перед телевизорами, «заряжая» энергией воду в пластиковых бутылках проповедями Алана Чумака. Глядя на нас, мир потешался. Мы что же — не меняемся?
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПРИВИВКАМ НЕТ
Хочется сказать прямо: ковид не только у нас, пандемия — это эпидемия мирового масштаба, страдают все. Так давайте не подозревать в злых умыслах «ангажированных» иммунологов, достаточно быстро разработавших линейку вакцин, не порочить предпринимателей, оперативно развернувших производство. Лучше скажем учёным и бизнесменам «спасибо» и воспользуемся плодами их трудов. После первой мировой войны в Старом и Новом Свете свирепствовала «испанка» — вирусное лёгочное заболевание, похожее на ковид, в сущности, его предшественник. По подсчётам специалистов, испанка унесла — вдумайтесь! — от 50 до 100 миллионов жизней, потому что на том этапе развития науки создание подобных вакцин было делом невозможным. Сегодня они есть. Да, эффективность препаратов ещё проверяется, на это нужно время. Но в целом они работают, и альтернативы им нет.
Статистика свидетельствует, что умирают как раз невакцинированные. Одесское телевидение с тревогой сообщает: город на грани, количество ковид-больных угрожающе растёт, как бы не пришлось при госпитализации их сортировать. Это неудивительно, ведь вакцинированных в области — только 20%. Умникам, разглагольствующим о правах человека и вреде прививок, стоило бы поговорить с теми, кто потерял заболевших ковидом родных. Это очень печальные и поучительные истории. Я был свидетелем, когда в измаильскую больницу водников вечером госпитализировали 60-летнюю женщину, а к утру её не стало: тело, накрытое простынёй, из соседней палаты вывезли на каталке санитарки. Врачи бились всю ночь, но что можно было сделать при сатурации 30% и неработающих легких?
Хорошо, что в Украине наступили времена, когда можно открыто протестовать против тех или иных сомнительных решений власти, выражать несогласие в связи с предпринимаемыми ею инициативами. За рубежом тоже митингуют. Правда, не по поводу вакцинации, а в связи с ужесточением карантинных ограничений, в результате чего работодатели и наёмные работники, бизнес в целом, несут колоссальные потери.
У нас же — протест спонтанный, стихийный, плохо осмысленный, не опирающийся на всестороннюю информированность. Это действительно проблема национальной безопасности страны, но пока она будет решаться, надо, не паникуя и не вдаваясь во второстепенные детали, задействовать личный фактор и логику самосохранения. Ведь уже понятно: за исключением случаев индивидуальных противопоказаний альтернативы прививкам нет.