Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Кобзарь на мотоцикле»

О судьбе и наследии Леонида Малошийченко (Чернова)
17 августа, 11:54

Писателя Леонида Кондратовича Малошийченко (литературный псевдоним Чернов, Чернов-Малошийченко) в 20-х — начале 30-х годов прошлого века знали от Харькова до Одессы, от Владивостока до Петербурга. Ему принадлежит написанный на русском языке сборник лирики «Профсоюз сумасшедших» (1924), украиноязычные поэзии само «Самольот на селі» (1925), книги путевых очерков «125 день під тропіками» (1928), рассказы «Сонце під веслами» (1929), «Чудаки прикрашають світ» (1929), юморески «Подарунок молодим кінематографістам» (1930), очерки и рассказы «Станція Знам’янка» (1930), «Людина з іншої планети» (1931), повесть «Пригоди професора Вокса на острові Ціпанго» (1931), поэма «Фронт» (1931). 

Талантливый поэт за непродолжительную жизнь попробовал себя в разных направлениях и течениях тогдашней литературы (имажинизм, футуризм, авангардизм), а также профессиях: актер и театральный менеджер, кинооператор, учитель, путешественник, радиожурналист.

В автобиографии Л.Малошийченко написал, что «народився [року] 1899, 3 січня (ст. ст.) в маленькому місті Олександрія — серед південних степів». В Александрийской гимназии к Л.Малошийченко приходит и «первый литературный успех», связанный с изданием иллюстрированного сатирического еженедельника «Рогатка». Правда, именно из-за него он вынужден был оставить гимназию — и даже убежать из дома.

Учебу продолжил в Кишиневе, где и получил «аттестат зрелости» в 1917 году: «Тут, у Кишиньові, побачила світло рампи моя перша п’єска, яку я сам поставив і в якій сам грав головну ролю».

«У травні 17 року в «Известиях» Олександрійського Земства я побачив надрукований перший «твір»: була це теляча стаття «Свято волі» — про сонце, весну й революцію. Старенький редактор придумав мені псевдонім: «Леонід Чернов», — з того часу й причепилося до мене це прісне прізвище».

В 1919-ом начинает издавать в Александрии юмористический еженедельник «Рубикон», однако по причине нехватки бумаги журнал быстро прекратил существование, и Л.Малошийченко становится актером путешествующего театра, творит «міжплянетні» футуристичні поеми».

А впоследствии работает в украинском филиале Российского телеграфного агентства.  Из 1920-го в составе Александрийского театра Терентия Юры «Сурма» гастролирует по городам и селам Украины, пишет агитационные пьесы. Но наиболее плодотворной для писателя оказалась дальнейшая — с весны 1921 года — работа в театре им. И.Франко, который возглавлял известный украинский режиссер Игнат Юра. Именно здесь появляются пьесы «Закон волков» («Бог Авраама») и «Вертеп» («Царь Максимилиан»), переводы Мольера, а также никогда не напечатанные поэмы «Пятое Евангелие», «Человек в цвету» и «Наталья Кавренко».

 «На весні [19]22-го року мені здалося, що час уже почати утворення власного театру, і ми разом з Горським, Я. Возіяном, М. Гаєвським, Ю. Філянським склали українське мистецьке об’єднання «Махудрам» («Майстерня художньої драми», згодом — «Зелена зоря»). Після річної героїчної боротьби з голодом та злиднями, наприкінці [19]22-го року в Кремінчуці ми не витримали і постановили ліквідувати наш театр».

Крах театра Л.Малошийченко называет самыми черными моментами своей жизни: «Я, щоб урятувати себе, кинувся у вир головокрутних пригод у Сибіру та на Далекому Сході. У Владивостоці більше року працював у газеті, в журналі, в кіно, бушував, епатував буржуа, гуркотів, влаштовував літвечори, один раз був навіть секретарем Хінського Консулату і ходив у візитці та в лякерках. В цей час я відійшов від української літератури, пристав до лівого крила російських імажиністів і видав книгу поезій «Профсоюз сумасшедших»».

Летом 1924-го, продав во Владивостоке мотоцикл, на вырученные средства Л.Малошийченко отправился в морское путешествие в Индию. Во время путешествия «написал наибольшую свою поэму «Борьба за радость», отрывки из которой впоследствии были напечатаны в Одессе в журнале футуристов «Юголеф».

Дальше жизненный путь пролег в Ленинград, где вошел в группу российских имажинистов. Однако жизнь на берегах Невы оказалась недолгой. Заболел туберкулезом, которым заразился где-то в джунглях Бенгалии, и с любимой женщиной вернулся в Александрию: «Больше года пролежал истощенный в кровати в Александрии, утратив связи с друзьями, с литературой, потеряв способность объективного отношения к людям и жизни». Родительский дом в Александрии стоял на двух улицах (Пролетарской и Примакова). Отец, Кондрат Малошийченко, не только работал землеустроителем, проектировал дома, а был еще и преподавателем и автором учебника. Именно здесь, в родительском доме, Л. Малошийченко написал свои самые яркие произведения.

Осенью 1926 года писатель приехал в Харьков, который тогда был украинской столицей, но прогрессирующая болезнь не дала ему возможности работать, «и друзья на полгода закрыли меня в Харьковском Тубинституте».

Весной следующего года, после выхода из больницы, Л. Малошийченко сблизился с украинскими деятелями культуры и искусства и здесь состоялась трансгрессия — он почувствовал себя украинским писателем. В автобиографии художник называет произведения, написанные в 1927-1928 годах, в частности «Оповідання про маленьку людину», книга «125 день», поэмы «Любов сьогодні», «Коні в степах». В это же время «подготовил к печати книгу рассказов «Сонце під веслами», сборник поэзий». Также он сообщил, что работает над повестью «Наркомова дружина».

Л. Малошийченко с гордостью вспоминал, что был одним из пионеров украинского радиовещания: «Мені випало на долю робити перші в історії спроби творення оригінального українського специфічного радіо-фейлетону і радіо-фільму».

Умер Л.Малошийченко 23 января 1933 года. На могиле писателя Максим Рыльский сказал: «Чернов умер, пусть живут Черновы!».

Ранняя смерть предотвратила арест талантливого писателя. Последняя его книга поэзий «На розі бур» (1933) вышла в свет уже после смерти автора, хотя должна была выйти под названием «Кобзар на мотоциклі». И сразу книга была конфискована и уничтожена цензурой, сохранился лишь один экземпляр. В 1934-ом писателя обвинили в национализме, а его произведения запретили.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать