Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как возвратить вывезенные капиталы в Украину?

О пользе благородства в политике
13 марта, 00:00

Кроме Евгения Марчука и его команды, никто систематически не работает, а возможно, и не в состоянии работать в направлении их решения. В интервью газете «Галицькі контракти» (№ 50, 1998 г.) Марчук недвусмысленно дает понять, что соответствующая методология уже наработана, но он ее не разглашает. По-видимому, накануне президентских выборов это было бы слишком щедрым подарком для политических конкурентов. Вместо этого существуют условия применения данной методологии, которые никогда не рано — и не поздно, — обсуждать. Дело в том, что проблему возвращения средств из-за границы невозможно решить, не осознав, почему они ушли за границу. Вопрос кардинальный. Действительно, каждое украинское предприятие, заработав определенное количество долларов на экспорте своей продукции, стремится оставить их на счету западных банков. То есть мы являемся свидетелями отрыва капиталов с Украины под защиту рыночного и правового порядка, который существует на Западе. Этот порядок, как показал Нобелевский лауреат в области экономики Фридрих Август фон Хайек, возник благодаря эволюционному отбору моральных традиций и моральных норм (особенно это касается честности, воспитанности, дисциплины труда, выполнения соглашений, бережливости, уважения к частной собственности, прибыли, точности, договора). Восточные владельцы валюты, в частности украинские юридические и физические лица, прекрасно осознают, что, положив свои доллары, фунты, марки в цюрихский, немецкий или любой другой западный банк, они могут быть спокойны за судьбу своих денег, столь высокими являются репутация, надежность этих учреждений. Никому из банковских служащих не придет в голову «присвоить» взнос с Востока, скажем, по причинам изменения законодательства, по идеологическим мотивам, в связи с приходом к власти какой-то партии, общественного движения, по требованию народных масс, которые жаждут экономического равенства, или по приказу какого-то диктатора. Все это немыслимо, потому что это было подрывало бы сами основы Западной цивилизации. Пусть земля горит под ногами, но принцип собственности должен оставаться священным и неприкосновенным — и тогда она не будет гореть.

Другое дело, что тот взнос может, согласно существующим правилам и по согласию вкладчика, направляться на кредитование определенных производственных программ, проектов, увеличиваться относительно к проценту, но при этом никто никогда не поставит под сомнение презумпцию собственности вкладчика, его право распоряжаться своими деньгами. И хотя, конечно, существуют процедуры, которые устанавливают, в случае необходимости, легитимность вклада, экстраординарные ситуации, которые приводят к замораживанию активов, являются исключительно редкими и связаны, как правило, с осложнениями международного характера. Все это не имеет ничего общего с положением, которое наблюдается в слаборазвитых и посткоммунистических странах.

Что касается денег, приобретенных нечестным, уголовным путем, то они стремятся оказаться под защитой институтов честности в первую очередь.

Из вышесказанного следует, что порядок, существующий в западных государствах, будет постоянно откачивать богатства тех стран, которые такого порядка еще не имеют. А это, в свою очередь, значит, что не западные инвесторы будут выполнять роль доноров Украины, а наоборот, капиталы, образованные из украинского национального продукта и вывезенные за границу, будут играть роль инвестиций в экономику Запада. Они уже давно работают на нее. Так что блокировка коммунистами экономических реформ, коррумпированность чиновничества, совковый менталитет населения и отсутствие национального лидера в Украине выгодны странам Западной Европы. Все это устраивает наших соседей по континенту. Лишь бы им оттуда не угрожали новые чернобыли, другими нашими проблемами они серьезно не обеспокоены. Вместе с тем следует отметить, что превращение Украины в экономически стабильное государство, привлеченное в политические структуры ЕС и в оборонную систему НАТО, им также было бы выгодно. Если бы у нас не было воров и коррупционеров или их количество составляло мизерный процент от общего количества населения, как, например, в современной КНР, то инвестиции текли бы в Украину рекой. Движение капитала от одного общества в другое является показателем моральных различий. Ища комфортное существование и наиболее эффективное использование, капитал передвигается в направлении от худших этических условий к лучшим, освобождаясь по пути от своих несостоятельных субъектов. Украинские миллиарды принимаются за границей охотно, а вот лазаренки в Европе и Америке никому не нужны. Горечь этого парадокса, полагаю, почувствовал и пережил не один горемычный лидер «Громады», ее всегда будут ощущать в глубине своих возмущенных «Мерседесами» душ все наши мафиози и в первую очередь — наиболее почтенные, носящие белые воротнички и занимающие важные должности.

Следовательно, нам не остается ничего другого, как смотреть правде в глаза и исподволь проникаться мыслью о полезности воспитанности в политике, о которой напоминает нам Евгений Марчук. Истинное возрождение Украины начнется тогда, когда большинство народа утвердит на вершине власти благородного человека, ибо это главное условие и возвращения капиталов, и экономического роста. Окружающий мир молча выжидает: кого мы изберем президентом? — но он никогда не подскажет нам то, что на эту должность мы должны избрать государственного деятеля, который олицетворяет и сознательно утверждает в жизни благородство — систему моральных ценностей лучших людей, утраченную нами в советские времена. Моральное оздоровление — первое и последнее условие экономического прогресса — начинается с головы.

Евгений ЯЩЕНКО, Коростень

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать