История одной переписки
К 90-летию ученого, философа и керамолога Леонида СморжаВ ноябре исполняется 90 лет со дня рождения философа и керамолога, доктора философских наук, профессора Леонида Сморжа. Отдельное место в многолетней подвижнической работе научного сотрудника занимает его весомый вклад в украинскую культуру. Одной из граней этой деятельности были взаимоотношения Леонида Сморжа с художественным миром, а именно с его представителями — народными мастерами. Из воспоминаний научного работника: «Предметом специального внимания гончарства и гончары стали уже по окончании университета. Началось это со случайного посещения производства, непринужденных разговоров со знакомыми и незнакомыми работниками: гончарами, художниками и так далее. Постепенно я проникся их интересами, проблемами, думами и настроениями».
Не в первую ли очередь в этом контексте вспоминается имя опошнянской мастерицы глиняной игрушки Александры Селюченко. Двое украинских великанов: научный работник-философ Леонид Сморж и народный философ Александра Селюченко. Только их знакомство состоялось намного раньше, чем увлечение Леонида Сморжа гончарством. В своем дневнике Александра Селюченко писала: «Помню, приехал сразу же после войны моряк, молодой, красивый. Гудела опошнянская молодежь о нем, особенно девушки. Пошла молва между девушками — ох, какой красивый моряк! Вспоминаю, была осень, но еще тепло... Цвели цветы, и была лунная ночь. Моряк... шел домой, в Млыны. Поравнялся он с нами, пошли вместе. Стоял в те времена по центральной улице, неподалеку от нашей, большой дом с крыльцом на улицу. Мы сели там и долго разговаривали. Потом он провел меня по улице, куда мне нужно было идти домой. Вновь мы с ним познакомились уже в конце шестидесятых, когда он уже был ученым».
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГОНЧАРЮ АЛЕКСАНДРЕ СЕЛЮЧЕНКО (АВТОР — ВЛАДИМИР ЦИСАРИК) НА СТЕНЕ ГОНЧАРНОЙ СЛАВЫ УКРАИНЫ. ОПОШНЯ, ПОЛТАВЩИНА
Леонид Сморж не припоминал той первой встречи, но внимание образу Александры Селюченко уделял следующие 40 лет. На первый взгляд невозможно было найти двух таких разных людей. Впрочем, существовало и то, что их объединяло. В первую очередь, оба были людьми, которые опередили свое время, умели смотреть дальше и видеть больше, людьми, которые думали о будущем украинской культуры. Их дружба — это общение родственных в плане искусства душ, которые согревались многолетней перепиской. Среди эпистолярия Александры Селюченко, который хранится в Национальном архиве украинского гончарства, главное место занимает ее переписка с Леонидом Сморжем, фотографии, подаренные на память, поздравительные открытки к праздникам с трепетными подписями: «Шановна Олександра Федорівна! Від щирого серця вітаю вас з Новим 1982-роком! Бажаю Вам, видатному художнику, визначній людині, добрій і чуйній жінці великих успіхів, творчої наснаги, доброго здоров’я, веселого настрою, вірних друзів і повного щастя! Ваш Л.Сморж».
Александра Селюченко была одинокой женщиной, и этот груз частично компенсировался за счет друзей, которые у нее были. Именно с помощью переписки Александра Федоровна поддерживала связи с людьми, которых считала близкими по духу.
Все письма глубокие, искренние, непосредственные, иногда горькие и безнадежные. Несомненно, Александра Селюченко писала то, что ложилось на сердце, и не думала, что ее письма могут стать литературно-историческими документами.
«Дорогий Леонід Панасович!
Дякую за увагу і пам’ять вашу. Багато ви мені присвоюєте, але це ви один. Мабуть, ви малограмотний по відношенню до мене. «Гуде вітер, верне в полі, гуде ліс ламає, шука козак свою долю, а її немає». Зла вона, як та відьма. Дивилася вчора по телевізору кіно за вишивальницю з Коломиї. Вона старіша від мене. Поважний урівноважений образ. Вона говорить, коли мені тяжко, я сідаю вишивати. Подумала, а я плачу і ліплю, буває і так. Ох, і крутить хуртовина на всі боки. Весна, а зима господарює, нехоче уступати весні... Наче з рукава сипе сніг. Коли прийде край оцим зимнім мукам...».
Живой народный язык автора с искренним желанием всеобщего добра, искренней любовью к родному краю и народному искусству. В письмах проявляется настоящая сущность мастерицы, нескрываемые внутренние противоречия. Поражает глубина восприятия всего: природы, услышанной песни, прочитанной заметки в газете, увиденного в телепередаче и тому подобное. Каждое из прочитанных писем дает ощущение прикосновения к живым событиям и живым людям, о чем Леонид Сморж в 2001 году писал: «Александра Федоровна, несомненно, была умной женщиной с большим потенциалом и достаточно широким кругозором, и мыслила она оригинально, делая порой умозаключения философского содержания. Ее собственные мысли яркие и оригинальные... ее мудрость сущностная — и базировалась она почти полностью на интуиции, а ее высказывания формировались стихийно. Она много размышляла о жизни и смерти, о людях и природе, о добре и зле, красоте и искусстве, творчестве и быте, особенно после очередных ударов судьбы. Мысли ее были в первую очередь плодами бессонных ночей и страданий, следовательно, мыслителем и философом она была поневоле».
Уникальными являются и письма Леонида Афанасьевича, хранящиеся в персональном фонде Александры Селюченко Национального архива украинского гончарства.
Длительное общение не только с Александрой Селюченко, но и с другими опошнянскими гончарами позволило Леониду Сморжу глубоко познать психологию народного мастера, что особенно ярко оказалось в монографии «Гончарівна (одержима керамікою)». Леониду Афанасьевичу удалось воспроизвести свои ощущения от личного общения с талантливой мастерицей и проследить за ходом ее жизни.
Александра Селюченко и Леонид Сморж были теми историческими персоналиями, которым выпало появиться в нужное время в нужном месте. Оригинальное виденье мира, свойственное им обоим, часто делало их малопонятными и несколько одинокими в той среде, в которой они жили. Впрочем, прошли годы, и двое личностей украинской культуры ХХ века — заслуженный мастер народного творчества Украины, мастера народной керамики Александры Селюченко и философа, керамолога, доктора философских наук, профессора Леонида Сморжа — возвращают себе должное место в истории родного края и памяти народа, того народа, для которого они так много сделали.
По инициативе Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне были созданы Мемориальные музеи-усадьбы всемирно известной мастерицы гончарного дела Александры Селюченко и философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа. Знаковыми событиями стало открытие на их территории глиняных бюстов этих незаурядных личностей. Образы двух украинских гениев воплотил в монументальных работах главный художник музея-заповедника, заслуженный работник культуры Украины Юрко Пошивайло. На стене Гончарной славы Украины в Музее художественной семьи Кричевских открыты мемориальные доски, которые увековечили в бронзе творческие фигуры Александры Селюченко (автор — народный художник Украины, заслуженный деятель искусств Украины Василий Ярич) и Леонида Сморжа (автор — скульптор Владимир Цисарик).
Традиция увековечивать память выдающихся фигур украинского гончарства, чьи судьбы переплелись с Опошней, — не только дань истории национальной культуры, это — завещание для грядущих поколений, призыв беречь родные корни — основу бытия Настоящего и Будущего.
Выпуск газеты №:
№202-203, (2017)Section
Почта «Дня»