Есть ли у нас государственники?
На улицах Киева рекламные стенды провозглашают: «Преодолеем руину — спасем Украину». Да, нынешнее положение страны целиком подходит под определение руины, которую не один раз переживал украинский народ в своей истории. Но особенность нынешней в том, что она может стать последней, за ней останется территория с выстроенными заборами, где уже не будет и пространства для возрождения.
После провозглашения независимости наступило то время, когда мы получили возможность построить собственное государство, воплощать мечту в жизнь. И население горячо приветствовало эти перемены. Но что же это за перестройка государства, когда созданные поколениями наших тружеников предприятия вдруг перешли в частную собственность со счетами в иностранных банках? И сегодня лишь 20% из огромного народнохозяйственного комплекса находится в государственной собственности. И что же это дает? А то, что у нас на общественные нужды хронически не хватает денег.
Конечно, переход на рыночные отношения требует знаний и усилий, но мы выбрали самый легкий вариант — подписано — и будь они не- ладны, теперь время новым владельцам думать о сырье, производстве, сбыте готовой продукции. В селе же это привело к упадку даже тех коллективных хозяйств, которые имели все условия для выращивания высоких урожаев, содержания значительного поголовья скота. И здесь нашлись мастера, проторившие дорогу за границу и оставившие в запустении машинные парки и животноводческие фермы. Водоворот приватизации, выгодных соглашений, неожиданного обогащения захватил многих, проник в органы государственной власти. Значительная часть экономики стала «теневой», с нее никаких налогов в бюджет не поступает. Многие хозяйственники пытаются безуспешно узнать о стратегии развития страны. А откуда же она возьмется, если некому проявить государственнический подход к ее созданию. Коррупция, неудовлетворительная работа судов, милиции, прокуратуры не свалились на нас неожиданно, все это также начиналось с различных нововведений, однако не нашлось никого, кто бы задумался, а как они отразятся на интересах государства, приведет ли все это к повышению эффективности работы или к разным перекручиваниям, потере контроля, негативным явлениям с непредсказуемыми последствиями. И они, эти последствия, не заставили себя долго ждать.
Сегодня мы много рассуждаем об европейском выборе, об интеграции в европейские структуры. Но ведь чтобы интегрироваться, нужно знать, с чем идти в другие страны, что мы имеем для них привлекательного. То есть мы сначала должны стать самими собой, обратиться к своим ценностям, приобретениям, показать их людям. И свое прошлое должны оценивать с точки зрения украинской государственности. Недавно страна отметила 75-летие Голодомора, стремится донести эту трагическую страницу до мировой общественности, правительств и парламентов на всех континентах. Но нашлись недоброжелатели в нашем доме, которые принялись подсчитывать стоимость построенного в Киеве памятника жертвам Голодомора, в некоторых областях с боку местных органов власти чувствовалось сопротивление этим мерам. Вот к чему приводит духовный упадок общества, отстранение от патриотически-воспитательной работы, забвение моральных норм и правил.
Так с чего бы начать, чтобы остановить опустошение на нашей земле и действительно взяться за построение государства? С определения того, что и для кого мы строим. Среди разнообразия идеологий, пришедших на смену одной, коммунистической, нужно видеть прогрессивные, — те, которые дают людям подъем и уверенность в своих силах. Это настоящая наука — различать и раскрывать содержание современных идеологий. Для этого есть институты, коллективы исследователей, ученые. Однако бесспорным является одно, и оно закреплено в нашей истории, в трудах духовных светочей и проводников — основой нашей государственнической идеологии должна быть национальная идея, строительство национального государства украинского народа.