Эффект пограничья
В чем Черниговщина требует всеукраинской поддержкиОценивая благополучие того или иного региона, нужно непременно учитывать такой показатель, как язык. И тот факт, что украинский язык на Черниговщине еще не совсем легитимизирован, должен настораживать. В северском крае намного меньше мигрантов, чем было на Донбассе или в оккупированном ныне Крыму. В областном центре живут потомки полищуков: городнянских, корюковских, менских, семеновских, сновских, рипкинских... Но язык общения русский. И это на двадцать седьмом году независимости! Как-то посчитал процент украиноязычных надписей на старых и свежих надмогильных памятниках Сновска (бывшего Щорса). Если ранее украинских надписей было ноль целых и ноль десятых, то теперь уже есть где-то 2—3%. Мало. Для сравнения: в русифицированном Ирпине, под Киевом, — не менее 40%. А в маленьких местечках южной Киевщины уже ориентировочно 90%! А здесь, на Сновщине, даже в украиноязычном селе Турья насчитал только 6% надгробий с украинскими надписями. Я бы объяснил это «эффектом пограничья». Еще с 50-х годов здесь уверенно доминирует русский язык, якобы как... язык единения. Ведь рядом белорусская Гомельщина и российская Брянщина. Но вместо того, чтобы дать возможность черниговцам (хотя бы северным) выучить белорусский язык, КПСС несколько десятилетий пыталась устранить из обихода украинский. На литературном языке в Щорсе разговаривала лишь горстка патриотов, которых из-за этого считали чудаками. Одним из них был местный пасечник Павел Семененко. А еще он был фанатом создания гражданского общества, мечтал работать с молодежью. Правда, в провинции трудно было развернуться, найти единомышленников — ему бы в Киев! Но сложилось так, как сложилось: реализовавшись разве что на 50%, Павел Дмитриевич отошел на вечное упокоение. «Я любив вас усіх, та найбільше любив Україну...» — такую надпись жители Сновска читают теперь на его могиле. Когда-то с Павлом Семененко мы много общались; он всячески популяризировал среди земляков газету «День», любил и местную «Сіверщину», верил в большое будущее Украины. Таких жертвенных патриотов, как он, области теперь очень не хватает.
Несколько лет назад, еще до Майдана, один из работников лесного хозяйства Черниговщины с болью рассказывал коллегам о нетрудовом донецком «десанте» на его родную землю. Неплохого специалиста, не стесняясь, сняли с должности, а на освобожденное место поставили проверенного донецкого человека. Который умеет смело и эффективно разворовывать. Но и действительно, зачем черниговский лес жалеть? Вырастет новый — это же Полесье! Коллеги сочувствовали, но не верили, что ситуацию можно изменить к лучшему. Иметь дело с донецкой мафией тогда никто не хотел. Теперь, казалось бы, Янукович устранен, и можно спокойно строить новую Украину. Но не так просто победить схемы.
В заметке «Пограничный информационный мониторинг северных районов Черниговской области» («Сіверщина» от 27 июля 2017 года) Владимир Березинский делает неутешительные выводы относительно Семеновки: «Почти полное отсутствие украинского радио и ТВ контента, засилье российских каналов (даже через Т2-приемник) и по большей части спутниковое ТВ». О северной части Новгород-Северского района автор пишет еще более категорически: «Шикарное покрытие российских каналов и спутниковый рай для Московии...»
Конечно, в пограничных областях, которые граничат с Россией, все сложнее, чем где-то на Черкасщине или Хмельнитчине. Патриотическая «Сіверщина» (редактор которой реально воевал в зоне АТО) систематически фиксирует негативные моменты. В частности, пишет о деструктивной роли церквей Московского патриархата, которые сеют капитулянтские настроения среди населения и об определенных трудностях на пути к возрождению УПЦ КП. Но «трудно» — еще не значит невозможно. Определенные перемены к лучшему есть. И люди хорошо реагируют на любое проявление солидарности. Верующие из Верхнего Ясенова (Ивано-Франковщина) недавно подарили несколько икон для нововыстроенной сновской Святопреображенской церкви (УПЦ КП). Я видел, как светились глаза у местных прихожан, когда они рассказывали об этом щедром подарке прикарпатцев. Когда кто-то думает о тебе, желает тебе благополучия и укрепления, это добавляет сил! Нужно сказать, что нынешние прихожане этой церкви в свое время не растерялись, когда на украинско-российской границе появились российские танки. Они дали понять, что хлеб-соль оккупантам никто не понесет. Напротив, начали обустраивать блокпосты на дорогах, которыми «освободители» могли бы двигаться на Сновск. Значит, патриоты на Черниговщине есть, но они только начинают объединяться и поэтому однозначно нуждаются в поддержке всей Украины.
Выпуск газеты №:
№192-193, (2017)Section
Почта «Дня»