Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Движение вперед: более рационально и... с душой

О нескольких случаях с языком в Киеве
05 марта, 16:52

В предновогоднюю ночь в одной из киевских маршруток стал свидетелем интересного разговора. Общаются двое молодых женщин интеллигентного вида. Одна говорит: «занимаемся сегодня с дочерью, а она мне и говорит: мама, когда уже ты перейдешь на украинский? Представляешь? Я сама укрАинскую школу окончила, в университете почти все было на укрАинском, но я бы своей маме никогда такого не сказала!» А другая: «Ну, да... Понимаю. И у моей такие залеты бывают. Их же сейчас украинизируют. Там такие программы...» Долго потом рассуждал, вспоминая коротенький, но очень информационный разговор двух молодых киевлянок. Радоваться здесь нужно или грустить? С одной стороны, напрашивается недвусмысленный вывод, что украинизация дает свои плоды. Если сами дети заставляют своих родителей переходить на государственный язык, значит, ситуация в Украине не такая уж  плохая. А с другой. Как же некачественно в свое время украинизировали этих молодых киевлянок, когда украинский язык обучения в школе и в университете абсолютно не повлиял на их языковое сознание? Ведь русскоязычную Украину Россия однозначно никогда не отпустит из своих тисков. Придется воевать. Здесь и украиноязычному государству непросто будет выстоять, но шансов у последнего все же намного больше.

***

А за сутки перед тем наблюдал интересную картину на центральном железнодорожном вокзале. Половина шестого утра. В зале на третьем этаже занято не более 30% мест. Никто никому не мешает, никто не разговаривает, полная тишина — все отдыхают. И здесь заходят двое охранников, будят людей и начинают проверять билеты. У кого нет билетов на ближайшие железнодорожные рейсы — тех выгоняют. К людям с явными признаками употребления алкоголя охранники относятся довольно грубо. Тормошат за плечи, толкают, даже могут слегка ударить. Конечно, с алкоголизмом нужно бороться, но не лучше ли подождать, когда люди уже окончательно проснутся? Ведь такое поведение вызывает лишь агрессию в ответ. В конце концов, не выдерживает какой-то молодой человек полууголовного вида, который до этого тихо дремал. Он просит оставить в покое людей, потому что мест в зале хватает. Громко говорит на русском, не боится угрожать. Украиноязычные охранники не ожидали такой атаки; их лишь двое, они пятятся назад и, прихватив с собой какого-то тихого, покорного «алкаша», выходят из зала. Буйный русскоязычный пассажир по инерции еще долго ругается, проклинает всех и вся, — люди уже не могут спать спокойно. То здесь то там начинаются перепалки и слишком громкие разговоры. Уже не до сна. Вот такую неэффективную работу продемонстрировали охранники железнодорожного вокзала. Сами своими неэффективными действиями поневоле «опустили» украинский язык и — возможно, и не желая того — немного «подняли» статус русского. Не потому, что так планировали, а просто так случилось. Ситуативно. Хотя бы на том небольшом пространстве.

С другой стороны, не скажешь, что на вокзале вообще нет проблем. Хамы всегда присутствуют, поэтому защищать простых граждан также следует постоянно, а не «наскоками». Весь вопрос в эффективности защиты, в технологиях. Даже при наведении порядка на вокзале они нужны. Радикально реагировать следует лишь на явное неповиновение, на грубость и агрессию. Если все делать правильно, то и простые люди — обычные пассажиры — заступятся. Так и с языком. То, что украинского стало больше, — это прекрасно, но не следует забывать, что решающей является мотивация. Таких вот условных «портниковых», «капрановых», «соколовых» (пассионарных и профессиональных), которые постоянно говорят о решающей роли идентичности,  нужно воспитывать и привлекать больше всего. А самых профессиональных направлять на юго-восток! Это будут лучшие наши инвестиции в будущее. Как следствие — выздоровление экономики, восстановление территориальной целостности и тысячи сохраненных  украинских жизней.    

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать