«Аппетит» к труду

Львовские художники — о полудепрессии и положительных проектах

Недавно прошел День художника, поэтому все взятые в этот раз к опросу львовяне — художники. Более того, они не только мастера, но и прекрасные организаторы, потому что являются кураторами и сокураторами многих очень успешных и важных культурологических проектов — и во Львове, и в Украине, и за ее пределами. И еще прошу обратить внимание на следующее: абсолютно все события, о которых с большой любовью говорят сотворцы этой колонки, с не меньшей долей любви освещены в «Дне». Не верите? Так проверьте!

Остап Лозинский, художник, иконописец, соорганизатор Новицкого иконописного пленэра, куратор и сокуратор многих художественных и издательских проектов:

— В это предлокдаунное время из приятных вещей во Львове — то, что очень насыщенная у нас выставочная программа. В эти последние перед «красной» зоной дни всем советую посетить несколько очень интересных проектов.

В первую очередь — Елены Турянской в Музее модернизма. Этот проект очень глубокий, настраивает на размышления над бытием, глубинными и внутренними переживаниями. В Национальном музее открыли выставку Николая Глущенко — одного из самых интересных украинских художников ХХ века. И экспозиция эта — на самом деле явление для Львова, так как выставки Глущенко такого уровня за последние 20 лет точно не было! Поэтому предлагаю тем львовянам и гостям города, которые знают Глущенко, обновить в памяти его творчество, а тем, которые не знакомы с его творчеством, открыть для себя действительно великого художника. Еще одна хорошая выставка во Львове (она — небольшая, но очень емкая) — Ульяны Томкевич в галерее «Иконарт».

Не могу не вспомнить чрезвычайно хороший концерт Соломии Чубай «Поэты. Диалог поколений». Это действительно очень хороший, очень глубокий и интересный проект, который очень по-новому, по-современному представил классную украинскую поэзию. Это было пение Соломии в сопровождении оркестра «INSO-Львов», с прекрасным перкуссионистом Гнидиным, и на этом концерте очень приятно было находиться — слушать глубокую музыку и глубокие тексты.

Из остального приятного — мой отпуск. Отдых этот — долгожданный. И это для меня, наверное, сейчас — самое радостное.

Из неприятного — вот-вот локдаун. Во Львове — большое число больных. Многие больны из моих друзей — и вакцинированные и невакцинированные. «Красная» зона, в которой мы окажемся в ближайшее время, не принесет ничего хорошего. Зато снова будет много времени, которое, надеюсь, люди крепкие используют с пользой. Но мы уже знаем из предыдущих аналогичных ситуаций, что для большинства такое уединение в «красной» зоне привносит в жизнь депрессию. А тем более — сейчас осень. Поэтому такое сочетание перехода от тепла к холоду и локдауну может привести к депрессии. И это — грустно.

Михаил Бокотей, заведующий кафедрой художественного стекла Львовской национальной академии искусств, кандидат искусствоведения, член-корреспондент НАМУ, директор Музея стекла во Львове, организатор Международной резиденции «European Glass Education» и конкурса для молодых стекольщиков — премии имени Андрея Бокотея:

— Из плохого — то, что живем в постоянном напряжении, и это нервирует. Даже сегодня, гуляя с собачкой в селе, отметил, что, несмотря на то, что вокруг — очень красиво, все равно иду какой напряженный. И так сам для себя не понял, от чего это напряжение? Или из-за большого количества работы? Или потому, что октябрь для меня сложный? Или из-за наших грантов и чувства недовыполненных задачи?.. Надо это преодолевать и успокаиваться.

Хорошо то, что мы набрали хороший первый курс. Мы не можем нарадоваться. В прошлом году, из-за карантина, не могли как следует заняться первокурсниками. А нынешние наши дети — свежие, положительные, улыбающиеся, без масок, видим их в лицо.

Из хорошего также то, что имеем УКФ. И будет очень нехорошо, если его не станет. Та ситуация, которая сейчас, — очень непонятная и неприятная. За два года мы имели возможность радоваться УКФ, начали нормально сотрудничать. Сейчас все те люди, с которыми мы успешно сотрудничали, поувольнялись, и это очень печально и непонятно нам. Надеемся, что это не будет иметь последствий в дальнейшем, но пока все выглядит довольно печально.

Но, повторяю, хорошо, что мы за два года многое реализовали — сделали четыре хороших и больших проекта, результаты которых еще долго будем использовать. Это и в нашу пользу, и в пользу стекла.

Из плохого — что мы в академии не зажгли печь, потому что карантин, потому что газ дорожает. А не будет печи — не будет стекла. И это нас также очень беспокоит. Ибо не мастеров, которые и без того работали на полуэнтузиазме (с той зарплатой, которую имеют). Так что эта осень — полудепрессивная.

Но мы вообще-то на позитив настроенные люди, поэтому, думаю, все будет хорошо.

Роман ЯЦИВ, историк искусства, профессор Львовской национальной академии искусств, эксперт «Дня» по вопросам культуры и искусства:

— Сентябрь и уже начало октября дарили радость возвращения к более активной творчески-интеллектуальной коммуникации с друзьями, которой нередко так не хватает летом. Культ Книги, который самоутвердился в социуме на старте образовательного процесса в школах и университетах, во Львове еще и усилился Форумом издателей, добавил мотиваций к дальнейшему научному прогрессу. О своих ежедневных радостях за рабочим столом мог бы рассказывать бесконечно долго, вместо этого есть риск «потеряться» в лабиринтах ненасытных желаний открытий новых горизонтов украинской и мировой культуры.

«Аппетит» к труду усилился появлением в печати долгожданной книги «Мала хронологія мистецьких подій і пам’ятних дат XX століття: Україна — світ», которая, с одной стороны, тематически объединила мои авторские издательские серии (антологии и монографии), а с другой — стала проникновением в еще более глубокие измерения эстетического творчества. Важнейшей особенностью этого издания, которое помещает более 2000 иллюстраций, является то, что в репрезентации исторической динамики развития искусства удалось полностью устранить московскую парадигму, как, впрочем, и другие навязчивые модели искусствоведения разных научных школ.

Первая половина осени способствовала и моему живописному творчеству. Часть своих наработок показал в залах Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья в Коломые, на совместной выставке с младшими коллегами Анной Булкиной и Нестором Бордуном. А еще принял участие в работе жюри Международного триеннале живописи региона Карпат «Серебряный квадрат» в Перемышле (Польша), в котором Украина представлена ??довольно многочисленно и имеет ряд престижных наград.

К негативным рефлексиям нынешней осени склонен отнести очередные манипулятивные истории в политикуме, иллюстрирующие отсутствие надлежащих компетенций у лиц, которые якобы «взяли на себя ответственность» за судьбу страны. Еще труднее осознавать, что некоторые из официальных лиц усвоили из недавнего (предмайданного) прошлого разрушительную технологию предавать национальные идеалы с «умным видом знатоков». Одна беда от такого «ума»... К сожалению, стоящие КНИГИ не стали спутниками таких псевдогосударственников, что не помешало все же им ситуативно поучать «ценностям жизни» образованнее сообщество!