Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Просили мама і тато»

О свадебном восковом венке, который добрался до Украины из Великобритании и стал супермодным трендом в начале ХХ века, — этнограф Мария КУРЯЧАЯ
05 марта, 15:57

Моя бабушка была модницей, потому что когда она выходила замуж в голодном послевоенном 1947 году, то на голове у нее был роскошный восковой веночек и кружевное платье из конопли. Ее единственное свадебное фото украшало стену в большом доме, а веночек был спрятан в образе — иконе Святой Матери, которая висела над постелью. Тогда, маленькой, я не придавала этому значения, потому что такие иконы с восковыми венками были почти в каждом доме. Прятали их под стекло не только для красоты, а прежде всего, чтобы сохранить для нас. Это я поняла недавно, когда попала на выставку подольских свадебных нарядов, головных уборов и исторических фотографий, развернувшуюся в Винницком государственном педагогическом университете им. М. Коцюбинского. Ее организовала сотрудница Центра истории Винницы, магистр исторического факультета Мария КУРЯЧАЯ. Она уже несколько лет занимается воссозданием свадебных восковых венков, которые, как оказалось, объединяют нас со старой Европой и являются свидетельством того, что украинки перенимали общеевропейские модные тренды.

«В Украине свадебные веночки сначала плели из живых цветов, где каждый цветок или зелье имели свое значение. На Подолье свадебный веночек плели из барвинка, который символизировал неувядающую молодость, вечную жизнь (хотя сама к этому я отношусь с сомнением). Надевали его невеста и жених. Но в конце ХІХ — в начале ХХ веков к украинкам из Западной Европы пришла мода на восковые венки, которые так пришлись по душе девушкам, что довольно долгое время были, пожалуй, самым желательным украшением на свадьбе, — рассказывает Мария. — Из истории известно, что впервые украшение, тиару с флердоранжем, которая похожа на наш восковый венок, надела королева Великобритании Виктория еще в 1840 году. Со временем общеевропейские модные тенденции докатились и до нас. Причем следовали им не только дворянство или мещанство, но и зажиточные слои населения. Это прослеживается в появлении новых элементов одежды и способах кроя. Интересно то, что в некоторых населенных пунктах сохранились более давние формы свадебных венков, которые надевали горизонтально и называли  «коронами».

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ОДИНАКОВО ИЗЫСКАННЫЕ

Такие «короны» Марии удалось найти в наиболее отдаленных от областного центра селах. Одна из них теперь хранится в краеведческом музее села Бондуровка Чечельницкого района. Подарила ее заведению местная жительница. Очевидно, «корона» принадлежала родственнице. В целом, свадебные веночки на Восточном Подолье отличались друг от друга локальными особенностями. Изготовляли их из разных материалов, они имели разные формы, элементы, но объединяет их один признак — изысканность и филигранность. Кроме самого обручеподобного венка, голову невесты украшали комплексом сложных украшений и прически. Как дополнительный элемент к венку на голову надевали «цветок» или «букетики». Часто по бокам венка вдоль груди свисают «березки» или «кнутики». Венки делали двух-, трех— и даже четырехярусные — чем выше, тем богаче.

«Венки могли быть скромными, небольшими по размеру, построенные на одной основе, с немногими элементами, однако выделяться особой изысканностью, простотой форм, эстетикой элементов и цветовой гаммой, — продолжает Мария. — Особенно наши бабушки любили, чтобы в венке было много восковиц — это такие как бы «капельки» на нитях или проволоке. Делали украшения преимущественно местные мастерицы, которые были в каждом селе или городке. Для работы они имели специальные инструменты — металлические формы для выбивания листочков, лепестков или цветов, что-то наподобие современных степлеров, позволяющих вибивать цветочки однакой формы. Также следует отметить, что название «восковой» не всегда корректно, потому что в подавляющей части венки делали из стеарина и парафина, хотя они относятся к воскам».

ХРУПКИЕ, НО СОХРАНИВШИЕСЯ

К венку цепляли ленточки, а уже в 40-х годах ХХ в. широкое распространение получила фата (вельон) , которую шили из прямоугольного куска белой прозрачной ткани, иногда его замещали тюлем. Фату надевали с восковым венком, использовали в качестве самостоятельного головного убора и сочетали с традиционными местными прическами.

После свадьбы веночки вместе с брачными букетами молодой и молодая клали в икону на главном месте и хранили как святыню (так, как и моя бабушка. — Авт.). Именно поэтому до нас дошли эти образцы в очень хорошем состоянии, несмотря на достаточно хрупкий материал, — продолжает Мария. — Но уже в конце ХХ века восковые венки практически перестали применяться. Свадебная одежда перестала нести в себе этнические компоненты, одним из которых был венок. Сейчас изготовление восковых венков по селам почти исчезло, потому что нет в этом необходимости и спроса. Но есть еще мастерицы, которые готовы поделиться секретами создания восковых украшений. И наша задача воспроизвести их, хотя бы в виде реплик».

СПЛЕСТИ ЕДИНСТВЕННЫЙ ВИННИЦКИЙ ВЕНОК

Собственно, в экспозиции «Просили мать, просили отец — и мы вас просим... на выставку!» представлены 19 традиционных головных уборов, которые раньше надевали невесты, когда выходили замуж. Старинных венков в коллекции Марии два, два музейных, остальные — реконструированные Марией. Среди них есть субботние, цветные венки и свадебные белые. Над некоторыми из них она работала больше месяца, а есть и такой, который изготовила за ночь.

«Два древних веночка я купила за свою стипендию еще на третьем курсе. Больше возможности тогда покупать не было, да и найти такие вещи становилось все сложнее, — признается Мария Курячая и по секрету добавляет, что этнографическое наследие, к величайшему сожалению, в своем большинстве принадлежит «черным скупщикам», которые в свое время поездили по селам и практически за бесценок собрали ценные сейчас вещи. — В этой теме я с 2016 года. Сначала это были просто наряды. А затем все внимание отняли свадебные наряды, а теперь — венки. За последнее время я воспроизвела 15 свадебных венков. На воссоздание одного уходит где-то около месяца, если более сложная схема, то полтора. Сейчас у меня есть венок, который я никак не могу сложить, — недописанная картина, как у художника. Воспроизвожу по фото из коллекции кафедры истории и культуры Украины университета или нахожу в интернете. Сначала изображаю каждый цветочек и листочек, а затем делаю схему. Это, на первый взгляд, кажется сложно, но если этим заниматься, то работа в наслаждение. Стремлюсь собрать возможные образцы, воспроизвести их и описать».

Осмотреть экспозицию, где, кроме веночков, представлены украинские праздничные наряды из Винниччини и один экземпляр из Полтавщины, можно быстро — минут за двадцать. Но удивление от разнообразия подходов к изготовлению украшений, одежды в пределах одного региона сохраняется надолго. Усиливают его старые свадебные фотографии из коллекции кафедры истории и культуры Украины Винницкого государственного педагогического университета им. Коцюбинского. И уже даже покинув зал, перед глазами остаются эти величественные белоснежные украшения времен королевы Виктории, в которые были одеты наши модницы-бабушки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать