Юбилейное «крещендо» Нины Бондаренко
В «Хлебне» Национального заповедника «София Киевская» до 25 сентября экспонируется выставка известного киевского живописца, художника-текстильщика и графика.
Ретроспективный проект, посвященный 75-летию мастера, называется «Крещендо. Орнамент, художественный текстиль, живопись» (куратор — Ольга Говдя). Свои неоимпрессионистические и неоэкспрессионистические произведения эмоциональная и страстная художница, как настоящий маэстро, неизменно выполняет (используя музыкальную терминологию) на крещендо: на высокой ноте восхищения жизнью и каждый раз — все громче. Крымские пейзажи и натюрморты, щедрые на яркие радостные цвета, Нина Петровна писала на натуре на протяжении сорока лет до злополучного 2014-го («Крымский натюрморт», «В одиночестве и среди людей: каждую секунду слышу родную землю», «Весенняя радость — цветет миндаль», «Сквозь время», «Чеховская бухта с чайками» из серии «Мой Крым. Гурзуф»); ее изысканные магически-колдовские натюрморты, где триумфально звучит фантасмагория цвета («Любимые колокольчики», «Сирень», «Майская искренность. Посвящение матери»), или эстетские уютные — откровенно «женские» интерьеры («Крещендо», «Итальянский буфет (Зайцеленд)», «Дома», «Зеленый интерьер», «Весна на моем туалетном столе», «Апрельский интерьер»). Каждая из неистовых по силе чувств картин автором написана будто бы в борьбе изобразительного и абстрактного, цветопластического и музыкального, что в результате порождает высокохудожественную гармонию. Картины (преимущественно больших размеров), созданные Бондаренко в неудержимом творческом порыве свободными плотными мазками на едином дыхании, — это проявление глубоких переживаний неравнодушного к красоте многоликой бессмертной природы великого мастера.
«КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ»
В 1950-х Н. Бондаренко получила специальное образование на текстильном отделении Киевского училища прикладного искусства (в настоящее время Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства им. Бойчука). Затем, по распределению, попала на Дарницкий шелковый комбинат, где на протяжении 35 лет до 1996-го работала ведущим художником. Это впоследствии позволило полноценно реализовать себя и в живописи.
Необычайная живописная свобода художницы, что между тем не нарушает законов композиции в ее полотнах, балансируется гораздо большей сдержанностью в ее орнаментально-графических листах с точно подчеркнутой, хотя достаточно условной, декоративной формой растений и цветов, выполненных Бондаренко в 1960-1990-х годах в технике гуаши, когда она активно работала в области дизайна промышленных тканей. Они также представлены в экспозиции «Хлебни», знакомящей зрителя с ранним периодом творчества Нины, отмеченным многочисленными новаторскими композициями растительных орнаментов, которые превращались ею в эскизы тканей, впоследствии отправлявшиеся на ДШК в производство («Щедривки», «Косов», «Гурзуфские горные цветы», «Деревья», «Цветущий сад»). Наряду с эскизами на выставке экспонируются и сделанные по ним ткани в старинной технике ручной набивки, а также машинной печати и фотофильмопечати ( «София Киевская», «Древо жизни», «Украинские веночки с лентами», «Крымский пейзаж», «Киевский цветок», «Золотые ворота», «Седнивские травы», «Пальмовые листья», «Ой, у полі при дорозі»), что является определенным преимуществом выставочного проекта.
«ЦВЕТУЩИЙ САД»
Полотно памяти известного киевского искусствоведа, которое на выставке является одним из лучших по композиционному и колористическому построению, имеет двойное название: «Киевский Анахорет. Посвящение Борису Лобановскому». Бондаренко и Лобановский дружили, и видимо Нина Петровна лучше других понимала этого талантливого с глубинным духовным миром человека-анахорета (в переводе с греческого — отшельник, затворник, пустынник), поскольку его также можно отнести к этой категории творческих личностей. В последние годы она все больше уединяется в безлюдных уголках природы, где во все времена года пишет свои этюды, либо же в своей квартире-мастерской — своеобразной «келье». И «изменяет» своему затворничеству и аскетическому укладу жизни только когда дает согласие на участие в творческих группах в Украине или за границей.
В Доме творчества художников в Гурзуфе она бесконечно воспроизводила «свое» море в загадочно-разном освещении Чеховской бухты, в которую и сейчас мучительно зовет заполоненное крымской совершенной красотой сердце художницы, которую ей частично заменил (надеемся временно) средиземноморский Тунис («Декабрь. Ботанический сад. Тунис», «Библейский Рай», «Тунис. Гафса. Оазис «Ляля»).
«ДЕРЕВЬЯ»
Недавно Нина Бондаренко вернулась из масштабного международного симпозиума Rencontres Internationales 2. Al maken d’Art Actuel Gafsa 2016, на котором общались и сотрудничали многочисленные мастера живописи и скульптуры со всего мира, и где искусство Украины представляли Нина Бондаренко со своим сыном — тоже художником — Ярославом Бондаренко.
Неоднократно Нина Петровна, благодаря трем любящим сыновьям, путешествовала со своими произведениями и по Новому Свету: последнее счастливое путешествие в Нью-Йорк тоже состоялась в этот юбилейный для нее год, когда в апреле она стала участницей грандиозной всемирной выставки Art Expo New York 2016.
Section
Культура