Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мугам зазвучал в Украине в год 100-летия Фикрета Амирова

30 декабря, 13:33

В этом году 100-летие всемирно известного азербайджанского композитора Фикрета Амирова отмечается на высоком уровне не только на родине музыкального гения, но и на международном уровне — знаменательная дата была включена в программу юбилеев ЮНЕСКО, а международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ объявила 2022 год «Годом Фикрета Амирова».

Видный представитель азербайджанской композиторской школы, основоположник жанра симфонического мугама Фикрет Амиров обогатил музыкальное искусство Азербайджана и мировую сокровищницу культуры глубокими драматическими произведениями, вошёл в историю как композитор-новатор. Яркое и многогранное творчество композитора, общественно-политическая деятельность обширны и разнообразны, поэтому ожидаемым стало Распоряжение Президента Азербайджана Ильхама Алиева о подготовке и проведении в стране и за ее пределами ряда мероприятий, приуроченных к 100-летию выдающегося музыкального гения. 

1

Важно отметить, что благодаря инициативе и содействию международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ и ее генерального секретаря Дюсена Касеинова (2008-2022) первый в мире концерт, посвящённый 100-летию Фикрета Амирова, состоялся именно в Украине, в Днепре, 12 февраля. Уже потом были концерты в Казахстане, Турции, Азербайджане, Франции, Бразилии и других странах. 

 Тогда на знаковое событие в Днепре приехала высокопоставленная делегация во главе с Дюсеном Касеиновым. Принимая в городской администрации тюркских гостей, мер города Борис Филатов акцентировал на важности такого рода мероприятий и развитии межкультурного диалога, подчеркнув, что Днепр высоко ценит визиты дипломатического корпуса и международных организаций. «…Кризисы приходят и уходят, а музыка и человеческая дружба — вечны», — написал тогда в Фейсбуке Борис Филатов, приглашая днепрян посетить концерт. 

 И действительно, хоть и юбилейный год Фикрета Амирова заканчивается, но тот жизнеутверждающий концерт, которым он был начат, многое определил и в векторе украинско-тюркских отношений в сфере культуры, которые продолжают развиваться, не смотря на все трудности и «кризисы». 

А тогда, 12 февраля, в Днепропетровской филармонии имени Леонида Когана, музыка Фикрета Амирова прозвучала для днепрян в исполнении Днепропетровского академического симфонического оркестра под руководством заслуженного артиста Азербайджана, профессора, дирижера с мировым именем Ялчына Адыгёзелова при участии заслуженного артиста Азербайджана, солиста Ильхама Назарова. 

«Видный представитель азербайджанского классического музыкального искусства Фикрет Амиров как талантливейший композитор создал глубокие драматические произведения, вдохнул новые звучания не только в азербайджанскую национальную культуру, но и тюркскую. Мы с честью открываем год Фикрета Амирова грандиозным концертом в замечательном украинском городе Днепре, что ещё раз подчеркивает значимость развития украинско-тюркского диалога. Я благодарен коллективу Днепропетровского академического симфонического оркестра, Днепропетровской филармонии имени Леонида Когана, профессору Ялчину Адыгезалову, солисту Ильхаму Назарову за изумительное звучание Фикрета Амирова, которое, я уверен, покорило сердца украинской аудитории», — отметил тогда профессор, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов. 

А звучание музыки Фикрета Амирова — это звучание азербайджанского культурного кода, который тысячелетиями развивается, оставляя следы на стенах Гобустана, вознося молитвы у пламени Атешгяха, перетекает в музыку тара, саза, мугама... И эта музыка является звучанием самых древних уголков азербайджанской земли — Карабахского ханства, державы Ширваншахов, или сказочного Тебриза. 

Творчество Фикрета Амирова стало важным этапом развития многогранной, глубокой, древней азербайджанской музыкальной традиции. И это не случайно, ведь его будущее отчасти было предопределено с рождения. Его отец — искусный ханенде, композитор, актёр и дирижёр Мешади Джамиль Кербелаи Мир Аслан оглу (1875-1928), был виртуозным исполнителем на народных азербайджанских инструментах таре, уде, каноне и был родом из города Шуша, культурной столицы Азербайджана, этой «консерватории Кавказа». Столица Карабахского ханства Шуша с давних времён славилась как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов, подарив миру немало выдающихся музыкантов.

2

Мешади Джамиль, рано проявив музыкальные способности, сильно увлекался таром – этот старинный азербайджанский инструмент просто завораживал его. В дальнейшем он посвятил себя музыке. Как указывают азербайджанские СМИ, в 1907 году Мешади Джамиль переехал с семьёй в Гянджу, где также выступал вместе с корифеями народного вокала, в том числе известными ханенде Мугабейли Гамидом, Мусой Шушинским, Аскером, Мешади Мамедом Фарзалиевым, Сеидом Шушинским и Бюльбюлем. По его инициативе в 20-е годы прошлого столетия в Гяндже был организован первый музыкальный оркестр и открыта первая музыкальная школа, в которой он вёл занятия по тару и музыкальной грамоте, а также руководил оркестром народных инструментов.

Фикрет Амиров рос в творческой среде, что содействовало расцвету врождённого таланта музыканта. В квартире Мешади Джамиля часто проводились вечера мугама с известными ханенде, устраивались музыкальные конкурсы. Кроме того, отец часто брал его с собой на многочисленные выступления и музыкальные вечера – всё это фиксировалось в его юной памяти, и когда в шесть лет он потерял отца, то уверенно принял решение стать музыкантом.

Композитор рассказывал, что «интуитивное тяготение к творчеству лично у меня пробудилось уже в раннем детстве – мне хотелось петь, играть, как отец на таре, выполнять такие же сложные пассажи и музыкальные построения – я закрывал глаза и слушал свою воображаемую музыку…»

Он поступил в основанную еще отцом музыкальную школу в Гяндже, и, окончив её по классу тара, в 1938 году приезжает в Баку с твёрдым решением стать композитором. Здесь в музыкальном училище, под неусыпным контролем близкого друга отца – великого Узеира Гаджибекова продолжает свое музыкальное образование. Спустя год поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию в класс композиции профессора Б.Зейдмана, и уже в студенческие годы зарекомендовал себя как яркий и самобытный композитор, сочинив первые произведения – фортепианные вариации, романс «Улдуз», музыку к пьесе Самеда Вургуна «Ханлар», симфоническую поэму «Низами». Дальше была Вторая мировая, фронт, ранение, госпиталь, демобилизация…

Вернувшись к учёбе в 1943 году, написал ряд сочинений, среди которых две музыкальные комедии «Похитители сердец» и «Радостная весть», двойной концерт для скрипки и фортепиано и концерт для фортепиано с оркестром народных инструментов (совместно с А.Бабаевым). Далее последовала струнная симфония «Памяти Низами», исполненная на юбилейных торжествах, посвящённых 800-летию великого азербайджанского поэта.

Результатом многолетних и настойчивых творческих поисков стали симфонические мугамы «Шур» и «Кюрды-Овшары», написанные в 1948 году. Они стали одной из вершин его самобытного творчества, принеся молодому композитору мировую известность и став новаторскими в области симфонической музыки XX века. Эти симфонические мугамы были позже чётко обозначены музыковедами как восточный симфонизм, который сам композитор характеризовал как «метод симфонической композиции во взаимосвязи с приёмами, музыкальным материалом и вообще с традициями восточных культур». В них поражало великолепное владение необъятными возможностями мугама.

Композитор вспоминал: «По мере прослушивания и глубокого изучения мугама выяснилось, что динамика его интенсивного и целенаправленного ладового развития выдерживает сравнение с принципом симфонизма. И что перевод её на язык современного оркестра не ослабит, а наоборот, сгустит напряжение, и жёсткие неприступные каноны мугама мудры и гибки в руках того, кто, освоив их, подчинит им свою фантазию. Стало также ясно, что, несмотря на древность происхождения, мугам вовсе не архаичен: он естественно «ложится» на симфоническую партитуру, тем самым подтверждая свои неограниченные возможности».

Другим важным этапом, новой вершиной творчества композитора, явилась написанная в 1953 году по одноимённой пьесе Джафара Джабарлы опера «Севиль» – музыка поражала своей мелодичностью, яркостью характерных образов и симфоническим звучанием оркестра. Непревзойдёнными исполнителями главных ролей в этой опере стали Фирангиз Ахмедова (Севиль) и Рашид Бейбутов (Балаш). Идея борьбы женщины Востока за свои человеческие и гражданские права была актуальна, и это обусловило тот факт, что опера «Севиль» не сходила со сцен многих театров.

Затем появляются «Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы» (совместно с Э.Назировой), музыка к драме Г.Джавида «Шейх Санан», элегия «Памяти Узеира Гаджибекова» для камерного оркестра. Вскоре композитор создаёт ряд удивительных сочинений, среди которых сюита «Азербайджан», «Азербайджанское каприччио», Симфонические танцы, Детский альбом для симфонического оркестра, Симфонические портреты, «Сказание о Насими» для симфонического оркестра, «Азербайджанские гравюры» и ряд других.

Уже в это время проявляется интерес композитора к жанру хореографии: одноактный балет «Шур», балет-хореографическая поэма «Сказание о Насими», написанная к 600-летию великого азербайджанского поэта и хореографическая поэма «Покорители Каспия», посвящённая героическому труду морских нефтяников.

Амиров признавался: «Мир Востока никогда меня не манил своей экзотичностью – для меня это прежде всего мир величайших духовных ценностей, памятников зодчества, мир гармонии, красоты и разума».

Он объездил многие страны Востока, знакомился с их музыкальной культурой, одновременно знакомя музыкальных деятелей и исполнителей этих стран с произведениями азербайджанских классиков и современных композиторов, выступал с лекциями и знакомил с образцами азербайджанского музыкального фольклора.

Еще одним венцом упорных исканий и кульминацией многолетних экспедиций стал балет «1001 ночь» по мотивам знаменитых арабских сказок. Звук, ритм, движение, цвет и краски – всё это предельно достоверно воспроизводило поэтический дух древних сказок Востока. 

Искусствоведы отмечают, что творчество Фикрета Амирова протекало под сильным влиянием западной музыкальной культуры, музыки народов Востока и азербайджанского народного фольклора. В сочинениях Мастера всё отмечено печатью мощного и самобытного таланта, волнующего сердца в разных концах мира. Фикрет Амиров – композитор, оставивший нам удивительный мир красок, настроений, впечатлений, открытий и бесконечной любви к своему народу и родной земле. В одном из интервью он признавался: «Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара, чтобы о ней знали все, чтобы она была своеобразной визитной карточкой азербайджанского народа, – а ведь по музыке народа часто судят и о нём самом. И если я хотя бы частично сумел осуществить свою мечту – мечту всей моей жизни, – то я счастлив!».

Выдающийся композитор Фикрет Амиров покинул этот мир в 1984 году, но его благородная мечта продолжает сбываться— его произведения прославляют Азербайджан, его древнюю музыкальную традицию и имя выдающегося сына азербайджанского народа, который в свои произведения вложил не только свой талант, но и любовь к своему народу и родной земле как бесконечный источник вдохновения. 

Марина Гончарук

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать