Виртуозы стекла
Львовский витраж в... КиевеВ Национальном музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка «Окно». Это групповая экспозиция львовской профессиональной Ассоциации художников-витражистов. Зрителям открывается необъятная палитра образно-пластических и объемно-пространственных возможностей мастеров. Удивительные произведения из стекла и металла в традиционных, в том числе в классической технике Тиффани, и инновационных техниках, таких как фьюзинг (спекание стекла) или слампинг (спекание стекла по форме) изменяют восприятие и понимание этого непревзойденного вида декоративного искусства, поражая своими фантазийными формами и очаровывая излучением многоцветного, кажется «божественного» света (куратор Ольга Новодережкина).
Авторство представляемых работ принадлежит членам львовской Ассоциации художников-витражистов «Окно»: таких представителей знаменитой львовской художественной школы как Олег Янковский (председатель Ассоциации, доцент ЛНАИ), Анатолий Винту, Ирина Гах, Василий Змиевец, Андрей Курило, Александр Личко, Юрий Павельчук, Александр Шевченко, которые получали образование на отделении художественного стекла Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства (в настоящее время Львовская национальная академия искусств — ЛНАИ) в период 1970-1980-х.
Александр Шевченко. Иероглифы. 2001 г. Стекло; резьба.
На вернисаже виртуозов стекла экспонируется разнообразная, очень оригинальная объемно-пространственная пластика (О. Янковский «Влюбленные»; А. Курило «Сферы», «Парус», «Сон Иакова», «Полет», «Сон», А. Шевченко «Старая лампа — символ Души — Лабиринт Души») и плоские мини-витражи (В. Рыжанков из серии «Натюрморт»; В. Змиевец, серия «Без названия»; А. Шевченко «Иероглиф»), предназначенные не только для выставочного и музейного пространства, но и, прежде всего, — для современного жилого и общественного интерьера. Здесь также есть возможность увидеть и стеклянные иконы с ювелирной росписью серебряной протравой (А. Янковский «Богородица»; А. Курило «Рождество»), и фрагменты монументальных иконостасов из стекла для сакральных сооружений (А. Личко, А. Винту, Ю. Павельчук, инсталляция «Пробуждение»).
Андрей Курило. Сон. 2017 г. Стекло, камень, металл; авторская техника.
Бесспорно, каждый из этих талантливых мастеров демонстрирует свое особое мастерство, индивидуальное художественное видение и авторский стиль в витражном стекле. Однако их главным общим «произведением», считаю, является первая в Украине профессиональная Ассоциация художников-витражистов, которая львовскими художниками была создана в 1999 году, по сути спасло от упадка искусство галицкого витража, угроза чего возникла уже в середине ХХ века.
Олег Янковский. Богородица. 2017 г. Бесцветный прозрачное стекло; роспись серебряной протравой и боросиликатной краской, обжиг.
В Украине это единственное художественное объединение, поставившее своей целью продолжение и развитие традиций украинского витража, корни которого уходят в княжеские времена. Члены Ассоциации, проявляя настоящее государственное мышление, стремятся восстановить и реставрировать витражные шедевры корифеев галицкого церковного витража 1-й трети ХХ в. П. Холодного, М. Сосенко, Ю. Буцманюка, которых считают своими историческими предшественниками. Вместе с тем они предлагают многочисленные формы существования витража в современной архитектуре. Так, одним из самых оригинальных проектов, первым в истории сакрального искусства Украины, стал витражный ансамбль, включающий иконостас, запрестольный образ, окна-образы в часовне Св. Георгия во Львове, разработанный и выполненный художниками А. Винту, Ю. Павельчуком, А. Личко, В. Рыжанковым. Второму — еще более масштабному проекту этих же авторов, который состоит из монументальной витражного иконостаса и многочисленных окон-образов в Храме Св. Ольги и Св. Елизаветы во Львове, нет аналогов в Восточной Европе.
Александр Личко, Анатолий винт, Юрий Павельчук. Пробуждения. Фрагмент инсталляции. Стекло, металл; классический витраж, тампирование, выпекание, травление.
Прекрасную адаптированность витража в современном интерьере демонстрируют геометрические и лирические абстракции А. Янковского; изысканные орнаментально-фигуративные витражи-картины В. Рыжанкова; витражные уютные светильники в технике Тиффани А. Шевченко и его же мини-витражи, отличающиеся экспрессивной цветографикой, где основную роль играет рисунок металлических переплетений, так называемой фолии — медной проволоки. Чисто женским шармом подчиняют витражи-миниатюры И. Гах.
Андрей Курило. Рождество. 2017 г. Стекло, металл, камень; роспись эмалями.
Итак, произведения львовских витражистов на протяжении уже восемнадцати лет убеждают, что витраж — идеальная для архитектурного пространства декоративная отделка, потому что это сияющее светом и цветом искусство, наполненное высокой эстетикой.
Олег Янковский. Влюбленные. 2012 г. Фьюзинг (спекание стекла), слампинг (спекание стекла по форме), бесцветное и цветное фьюзинговое стекло.
На открытии выставки в НМУНДИ состоялась также довольно содержательная презентация книги «Західноукраїнський вітраж
ХХ ст.: минуле, сучасне, майбутнє», вышедшей в издательстве «Манускрипт-Львів», кандидата искусствоведения, преподавателя ЛНАИ, члена Ассоциации и ее «летописца» Ирины Гах, которая много лет исследует проблемы становления, развития, сохранения и реставрации западноукраинского витража конца XIX-ХХ вв.
Выставку «Окно» можно посмотреть до 2 июня.
Фрагмент экспозиции выставки.
Section
Культура