Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От Львова до Днепропетровска

Путешествие по Украине под музыку Шопена
30 марта, 20:06
В ДВУХ КИЕВСКИХ КОНЦЕРТАХ СОЛИРОВАЛ ПОЛЬСКИЙ ПИАНИСТ ЯН КШИШТОФ БРОЯ (СПРАВА) / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Этот творческий проект состоялся при поддержке Польского института в Киеве, Института Адама Мицкевича и Министерства культуры и туризма Украины. Объявленный ЮНЕСКО Год Шопена посвящен 200-летию со дня рождения великого композитора и пианиста. В этом году его произведения звучат не только в лучших концертных залах планеты, но и в космосе — диск с музыкой Шопена брал с собой на борт корабля «Индевор» американский астронавт польского происхождения Джордж Замка. А всего Польша запланировала около 2000 разнообразных проектов и концертов в разных странах, в том числе 55 — в Украине.

Год Шопена — значительное событие и для Польши, и для Украины, — об этом говорили главный уполномоченный по вопросам празднования Года Шопена в мире, министр Вальдемар Домбровский и директор Польского института в Киеве Ежи Онух, открывая Год Шопена в Украине в Национальной филармонии на встрече с Украинским Шопеновским комитетом. Шла речь и о концертном туре «Шопен 2010» под девизом «Путешествуйте по Украине под музыку Шопена», который стартовал во Львове, продолжился в Чернигове, Киеве, Донецке, а завершается в Днепропетровске. Его участники — симфонические оркестры филармоний Львова, Чернигова, Донецка, Днепропетровска и Национального симфонического оркестра Украины, а также солисты — Этелла Чуприк и Александра Зайцева. Дирижировал известный польский композитор и дирижер Роман Ревакович, один из создателей Львовского фестиваля современной музыки «Контрасты», автор яркого польско-украинского проекта «Между словом и звуком».

В двух киевских концертах солировал польский пианист Ян Кшиштоф Броя. Он многократно выступал со знаменитыми оркестрами и дирижерами, работал как музыкальный консультант оскароносного фильма «Пианист», а в 2010 году стал номинантом премии Грэмми, записав Четвертую симфонию Кароля Шимановского с симфоническим оркестром Варшавской филармонии. В его сольном концерте в Национальной филармонии звучали Баллада фа минор, Баркарола фа-диез мажор, два ноктюрна и цикл «24 прелюдии». А с Национальным симфоническим оркестром Украины под управлением Романа Реваковича пианист исполнил фортепианные концерты № 1 и № 2. Виртуозность этого серьезного, чуткого музыканта не уступает выразительности его стиля, а бережное обращение с каждым звуком — залог безукоризненного владения инструментом, равно как и сердцами слушателей.

Когда стоишь на балконе филармонии между колоннами, видишь внизу сцену — там пианист, оркестр и дирижер, а на балконе все места заняты, даже во втором, и в третьем ряду, где ничего не видно, и можно только слушать. У стены — молодые студенты из Китая смотрят в ноты с надписью Shopin на обложке и читают по нотам звучащую музыку... Шопен учит? Воспитывает? Дарит надежду? Если каждый великий композитор посылает свое музыкальное сообщение в будущее, то о чем нам сообщает Шопен? Прежде всего, его музыка поражает красотой — в скромном одеянии. Музыка, которая в нашем присутствии возникает — из соприкосновения пальцев и клавиш — живая, как цветущее дерево, и настоящая, как лесной ручей. У тебя с ней совпадает дыхание, пульс, мировоззрение. И вдруг понимаешь, что все это чистой воды волшебство, которое сотворили родившийся 200 лет назад композитор и наши современники-музыканты.

После концерта пианист Ян Кшиштоф Броя ответил на несколько вопросов «Дня» (интервью состоялось при содействии Польского института в Киеве, перевод Татьяны Артушевской).

— Когда занимаешься чем-то серьезно, вкладываешь много труда, эмоций и любви. Меня часто спрашивают: «Кто ваш любимый композитор?» — и начинаю думать, кто же — Брамс? Моцарт? Кто-то другой? И не знаю, что отвечать, потому что у меня всегда самый любимый тот композитор, над которым сейчас работаю, с которым эмоционально связан, — признается Ян Кшиштоф Броя. — В эту программу я включил свои самые любимые произведения Шопена. Они мне очень близки, потому что с ними я вырастал как пианист. Если говорить о цикле прелюдий, я их практически постоянно играю, стараюсь улучшать мастерство, и возможно, именно поэтому их предложил. Кроме того, есть несколько произведений, которые мне знакомы с детства, я их играл много раз, но последнее время исполнял редко. То есть должна получиться идеальная комбинация со свежим исполнением.

— Какие у вас впечатления от выступлений в украинских городах?

— Я очень ждал этого турне с маэстро Романом Реваковичем по пяти городам Украины. Гастроли мне нравятся тем, что в них чередуются сольные выступления и концерты с оркестром. Поэтому в каждом следующем концерте — а их десять — я могу воплощать новые идеи, которые возникают постоянно. И конечно, интересно побывать здесь, узнать вашу страну.

— Вы обратили внимание, как украинские слушатели принимают музыку Шопена?

— Я заметил, что в странах, расположенных от Польши в восточном направлении, в Литве, России и в Украине, люди более эмоциональные, чем, например, в Германии или в Англии. А ведь музыка, прежде всего, идет к человеку через сердце, через эмоции. Поэтому я много ожидал от встречи с украинской публикой и не ошибся. Кроме того, в Украине существует давняя пианистическая традиция, высокая школа фортепианного искусства. И в зале, кроме слушателей, которые любят музыку, было много профессионалов, а они знают Шопена, сами играют его, и слушают с особым вниманием.

— Борис Пастернак сказал о Шопене: «Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа». На ваш взгляд, почему музыка великого романтика позапрошлого столетия продолжает волновать слушателей и сегодня, в век интернета?

— Знаете, что сказал Эйнштейн о Моцарте? «Моцарт, как никто другой в истории музыки, познал тайники человеческого сердца». Думаю, так можно сказать и о Шопене. Эти композиторы похожи. Людей волнует тот композитор, поэт, художник, который лучше других понимает человеческое сердце. Века, которые прошли, ничего не изменили: человек по-прежнему нуждается в эмоциях в любую эпоху. И композитор, который умеет это передать, становится близким для людей. А еще очень важно, что это не вопрос национальной принадлежности. Я хотел бы подчеркнуть, что музыка Шопена, польского — славянского композитора, понятна людям всех стран, потому что его сердце открыто всему миру.

— Пан Кшиштоф, а чем лично вам интересен Шопен?

— В его творчестве меня поражают три аспекта: фантастическое владение инструментом, гениальная драматургия и эмоциональная мудрость. При этом у Шопена всегда есть равновесие между композиторским мастерством, эмоциями и мудростью. Кроме того, любой человек, который впервые в жизни слышит Шопена, мгновенно очарован красотой — красотой звучания. Вообще, в искусстве красота понятие многовекторное и многослойное, и у каждого композитора своя красота — у Баха она иная, чем у Моцарта. У Шопена, мне кажется, это, прежде всего, красота чувств, и в ней бесконечное богатство оттенков. Когда я его исполняю, стараюсь передать все богатство этой музыки. Хотя, конечно, передать абсолютно все — невозможно.

— Раскройте секрет, как может пианист исполнять одно и то же произведение 100, 200, 300 раз и не терять вдохновение?

— Мне кажется, все это очень похоже на человеческие отношения. Если ты любишь человека, тебе интересно с ним, и ты можешь быть с ним бесконечно долго, правда? А если ты любишь какое-то музыкальное произведение, тебе хочется его играть постоянно, и каждый день рождаются новые идеи, как его исполнять... Что меня вдохновляет? Прекрасное совершенство мира — это наивысшее вдохновение. Вольтер говорил, что мы живем в «наилучшем из возможных миров». Это совершенство слышно в музыке, особенно в старой музыке, особенно — у Шопена. Если мы говорим о совершенстве, там могут быть и грустные вещи. И в них тоже таится красота.

— Когда вы решили, что станете пианистом?

— Я не из семьи музыкантов и начал учиться играть на фортепиано в девять лет. В детстве хотел стать космонавтом, гонщиком и даже футболистом, как мой папа. Родители уговаривали, чтобы я занимался музыкой, и я играл, но без особого желания. А они продолжали уговаривать до того момента, как я принял участие в Шопеновском конкурсе. Все, что там происходило, мне очень понравилось, и когда я вернулся домой, сказал: «Знаете, я хочу стать пианистом». Они были очень счастливы.

— Что бы вы хотели пожелать своим слушателям?

— Я хочу пожелать всем то, что желаю себе каждый раз, когда выхожу на сцену. Помните, в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» есть такой эпизод: молодой парень, сделал колокол и плачет. Андрей говорит ему: «Что же ты плачешь? Какой праздник для людей, какую радость сотворил»! Этого я и хочу всем пожелать — чтобы в жизни происходили праздники. Чтобы была радость творчества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать