«Владимирский собор»: известное и неизвестное
В Музее книги и книгопечатания Украины презентовали книгу Дмитрия СтеповыкаАвтор работал над книгой свыше 10 лет. В этом издании, которое в настоящее время украшает музейную коллекцию, доктор философии, искусствоведения и богословских наук развенчивает миф о том, что этот храм является сугубо российским проектом. Ведь в течение многих лет замалчивались факты о причастности украинских художников к созданию архитектурного и художественного шедевра, который в настоящее время стал духовным центром Киева.
«БЕРЕТТИ НЕ НАШЕЛ РОССИЙСКОГО СТИЛЯ»
«Идея возведения собора имени святого Владимира возникла в связи с началом подготовки празднования 900-летия крещения Руси-Украины. Именно тогда, в 1853 году, был построен памятник святому Владимиру на Владимирской горке», — рассказывает биографические подробности рождения Владимирского собора Дмитрий Степовык.
И сразу замечает, что сначала храм планировали построить напротив университета, который тогда носил имя святого Владимира, чтобы студенты были набожными и прямо с лекций шли молиться. Но из Петербурга пришло указание — поставить на этом месте памятник царю Николаю I. Согласно другому варианту, собор должны были построить на месте Оперного театра — как продолжение Софии Киевской.
В качестве архитектора будущего храмного сооружения пригласили Александра Беретти — сына знаменитого зодчего, который строил красный корпус Киевского университета. Однако «сверху» он получил четкую установку: построить собор в российском стиле.
«Но объехав пол-России, архитектор сделал неожиданный вывод о том, что никакого российского стиля не увидел», — объясняет искусствовед. — Тогда он разработал проект будущего храма в неовизантийском стиле, который перекликается с украинским барокко. В целом же, над сооружением Владимирского собора работала интернациональная команда, в состав которой, кроме Беретти, входили: немец Иван Штром, француз Павел Спарро и украинец Владимир Николаев. За 44 года Владимирский собор был возведен».
«ВАСНЕЦОВ РАСПИСАЛ ТОЛЬКО ТРЕТЬ СОБОРА»
Работая над книгой, Дмитрий Степовык опроверг устоявшееся мнение о том, что Владимирский собор расписал художник Виктор Васнецов. Он утверждает, что его руке принадлежит только треть росписей. Остальные нарисовали 90 художников, среди которых пять украинцев — Николай Пимоненко, Николай Мурашко, Сергей Костенко, Виктор Замирайло, Степан Яремич. Их имена или не вспоминались вообще, или только бегло.
«У нас в Киеве работала замечательная Лаврская школа, которая была на уровне Академии искусств. Ее ученики достигли чрезвычайного уровня в сакральном искусстве, но оно не было «русским», — ведет дальше автор книги. — Тогда Адриан Прахов, который руководил этим проектом, обратился к Репину, Крамскому, Сурикову и другим известным художникам с предложением расписывать Владимирский, но получил отказ».
Зато свое согласие на сотрудничество дал Михаил Врубель. Но тогда запротестовали духовные лица, не желая, чтобы автор «демонов» приложил свою руку к будущей святыне, и даже начали настаивать, чтобы тот вообще покинул Киев. Но благодаря усилиям профессора Прахова, Врубелю поручили расписывать орнаменты на колоннах собора.
Энергичному руководителю проекта удалось уговорить Васнецова расписывать собор, пообещав большую плату и перспективу обеспечения его достаточно большой семьи. Он согласился, но все же попросил в помощь учеников из Лаврской школы. В итоге, польские художники, которые тоже расписывали Владимирский (Вильгельм Котарбинский, братья Павел и Александр Сведомски), рисовали только эскизы, по которым 12 талантливых украинских живописцев делали росписи».
ИСПЫТАНИЕ СУДЬБЫ
За время своего существования судьба не один раз испытывала главный кафедральный собор УПЦ Киевского Патриархата, но он оставался целым и невредимым. Вот только несколько исторических штрихов, о которых вспоминает Дмитрий Степовык.
В 1937 году храм намеревались уничтожить большевики, чтобы на этом месте построить библиотеку. Под этим ужасным актом вандализма должны были поставить свою подпись члены комиссии, среди которых были и украинцы — Александр Вербицкий, Владимир Заболотный и Алексей Таций. Именно они и спасли святыню, отказавшись подписать документы. Дело отложили, а затем началась Вторая мировая война.
После бурных военных лет еще одна угроза нависла над храмом, когда бесценные фрески собора начали уничтожать влажность и грибок. Спас живопись от гибели украинский реставратор Лука Калениченко. Именно он изобрел рецепт химических веществ, с помощью которых сантиметр за сантиметром «лечил» стены собора, которые и доныне поражают нас своей непревзойденной красотой.
Выпуск газеты №:
№47-48, (2019)Section
Украинцы - читайте!