В науке тоже совершаются подвиги: академик Александр Бродский и «тяжелая вода»
Великий химик Александр Ильич Бродский был блестящим знатоком мировой научной литературы и никогда не пропустил ни одной новинки. Смолоду и до последних дней жизни у него была какая-то неповторимая интуиция, способность к перспективным разработкам в науке, которые в будущем принесут величайшую пользу. И когда он случайно наткнулся на небольшую публикацию Льюиса о «тяжелой воде», он сразу же понял важность этой темы и одним из первых, а в Советском Союзе первым, с головой погрузился в эту проблему.
Позже, оценивая значение открытия «тяжелой воды», Александр Ильич писал: «Многие самые выдающиеся ученые, даже не зная, к чему это открытие может привести в будущем, считали это открытие одним из важнейших завоеваний ХХ века. Ни одна отрасль химии никогда не разрабатывалась с такой скоростью и интенсивностью.
Самые известные мировые ученые оставляли свои прежние темы и полностью занимались изучением вопросов, связанных с «тяжелой водой». Открытие «тяжелой воды» положило начало широкому изучению новой важнейшей области химии, которой принадлежит широкое будущее — это химия изотопов».
Никто из ученых, работавших с «тяжелой водой», методику ее получения не раскрывал, поскольку было большое соревнование между учеными за первенство.
Знали только, что одним из методов получения «тяжелой воды», возможно, был электролиз. Поэтому каждая группа ученых разрабатывала свою методику. В группе
А. И. Бродского были сконструированы оригинальные электролизеры и разработан новый интерферометрический метод определения дейтерия, который был значительно лучше и быстрее существующих. Поскольку в Советском Союзе водород не производился электролизом воды, днепропетровские «тяжеловодородовцы», как их теперь называли, использовали обычную воду из Днепра, но методика имела существенные детали, которые упрощали электролиз. Публиковался только конечный результат — какой процент обогащения достигнут и количество полученной воды.
Все сотрудники работали в три смены с большим энтузиазмом. И уже через 2 месяца после начала работ в июне 1934 года концентрацию тяжелой воды довели до 6,3% D2О по сравнению с 0,3 г D2О почти 100% у американцев. Однако максимальное количество воды было очень мало. Для получения дальнейшего концентрирования воды необходимы были солидные источники электроэнергии, которой не хватало в Институте физической химии Днепропетровска.
Учитывая большую заинтересованность страны в скорейшем получении результата, А. И. Бродскому было разрешено смонтировать опытную установку прямо в зале городской Днепропетровской электростанции «Днепрогэс».
По результатам выполненных работ группой, возглавляемой А. И. Бродским, в авторитетном журнале страны «Доклады академии наук СССР» была напечатана статья «Концентрирование тяжелой воды». Это была первая публикация о результатах исследований по проблемам тяжелой воды в Союзе. Статья была опубликована через 3 месяца после первой публикации американцев.
Поскольку группы работали изолированно, то каждое открытие считалось самостоятельным. И группа профессора А. И. Бродского была первой в Советском Союзе.
Я хочу процитировать, как этот очень важный момент в жизни А. И. Бродского описан в замечательной монографии ученых Днепропетровского университета «Академик Александр Ильич Бродский», где он выполнил эту работу.
«Поражает оперативность с которой опубликована статья, представленная академиком Писаржевского, в первом следующем номере, потеснив другие статьи того же 1934 года. Это было невероятно, статьи, конечно, вылеживались в редакции до года, а то и больше, а здесь опубликована прямо с колес».
И уже не мешала никакая «пятая графа», родители за границей, и то, что авторы статьи были не русские Иванов-Петров-Сидоров, а из провинциального украинского Днепропетровска. Это для советской власти было важным для оценки научного наследия ученого. Все самое важное должно было выходить только из Москвы.
Примитивное оборудование из нескольких десятков электролизеров, на котором благодаря огромному труду было сделано гениальное открытие: впервые в СССР была получена тяжелая дейтериевая вода, Днепровская гидроэлектростанция, 1934
Это означает, что для академического, особенно высокого партийного начальства лозунг «догнать и перегнать Америку» — прежде всего. Достижения А. И. Бродского и его сотрудников получили широкую огласку и признание общественности всей страны. Ленинградская «Вечерняя газета» в статье «Выдающаяся победа советской науки» писала: «Практический секрет получения «тяжелой воды» раскрыт сегодня советской наукой полностью. Заслуга этого открытия принадлежит Днепропетровскому Институту физической химии, где под руководством профессора
А. И. Бродского впервые в союзе получена «тяжелая вода» в чистом виде. В распоряжении этого института есть уже 44 г этой воды. По эффективности установки института она превосходит зарубежные. Мощный источник энергии «Днепрогэс» обеспечивает бесперебойное получение любых количеств воды. Новая наука — физика и химия изотопов — поставлена теперь на прочную реальную базу».
Обком КП(б)У и Облсовет Днепропетровска в августе 1935 года вынесли совместное постановление «Об успешном завершении профессором А. И. Бродским и его «бригадой» (а не научными сотрудниками — так лучше звучит в пролетарском государстве) первого этапа работ по получению «тяжелой воды». В этом постановлении сообщается в частности, что профессор
А. И. Бродский и его «бригада» премируется 10 тысячами рублей, а сам профессор А. И. Бродский признан «ударником науки» (разве можно было назвать его выдающимся ученым, когда закрывали университеты или переименовывали их на ИНО (институт народного образования), ликвидировали магистратуру при ИНО, как буржуазный элемент, но еще полностью не ликвидировали интеллигенцию как класс.
Но самое главное — постановили: вывесить портрет
А. И. Бродского, как «ударника науки» на городской доске почета (под стеклом, чтобы не мокнул под дождем) рядом с ударниками промышленности, сельского хозяйства и транспорта. За разработку способа добычи «тяжелой воды» А. И. Бродского в 1936 году наградили премией «за химизации СССР». Речь идет, конечно, не о гербицидах.
Section
История и Я