Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Королева-эпоха

В начале февраля ЕЕ Величество Елизавета ІІ отпраздновала 70 лет своего вступления на британский престол. Празднование этого «платинового юбилея» продлится до июня текущего года
17 февраля, 16:54
КОРОЛЕВА С ДЕТСТВА ВОСПРИНЯЛА ВЫСОКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОЛГА И ДИСЦИПЛИНЫ, И ПОТОМУ В СОВСЕМ МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ БЫЛА УЖЕ ГОТОВА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СВОЕЙ МИССИИ

Она действительно является одной из самых известных женщин мира. Королева Елизавета II (полное династическое имя — Елизавета Александра Мария Виндзор) находится на троне Великобритании уже более 70 лет, что является абсолютным национальным и, похоже, также мировым рекордом — за исключением разве что «Короля-Солнца» Людовика ХІV в ХVІІІ веке (72 года).

Однако дело, конечно, не в феноменальном по продолжительности сроке пребывания королевы на престоле. Дело в том, что перед нами — во многом уникальная личность, которая при всех своих редких персональных качествах (исключительная уравновешенность, непреклонная воля и стальной характер, мудрость, высокое чувство Государственного Долга, умение учиться всю жизнь и воспринимать новое) в то же время является наглядным воплощением британских исторических традиций, лучших черт элиты этой страны, прежде всего традиций самоотверженного и ежеминутного Служения Государству и Народу. Заметим, что у нас с Британией существуют очень древние и интересные исторические связи еще со времен Ярослава и Владимира Мономаха; следует признать, что украинцы еще не могут в полной мере пользоваться богатым наследием прошлого, в том числе и этим, но если мы усвоим эту поразительную традицию Служения, то, может, со временем у нас появится настоящая элита, и это даст нам шанс.

Те 70 лет, на протяжении которых королева возглавляет Британию, — это даже не одна конкретная эпоха, а сразу несколько невероятно сложных и насыщенных эпох. Действительно: за эти десятилетия и Британия, и целый мир претерпели головокружительные (сдержанно говоря) изменения, равных которым до этого не знала история человечества. Вспомним только распад Британской империи и ее трансформацию в Содружество Наций; процесс деколонизации; холодную войну; преодоление серьезных экономических проблем Британии (сейчас не все помнят, что еще в феврале 1952-го, когда Елизавета была провозглашена королевой, страна страдала от дефицита товаров — чай, сахар, масло выдавались по карточкам); выход человека в Космос, высадка на Луне; распространение телевидения и Интернета; демократизация отношений королевской семьи с обществом; вступление Британии в Европейский Союз — и выход из него в 2016 году; урегулирование конфликта в Северной Ирландии; победа в Фолклендской войне 1982; участие Великобритании в войне в Ираке (2003 год); финансовый кризис 2008 г.; движение за независимость Шотландии; пандемия коронавирусной инфекции... И еще десятки судьбоносных событий, острых кризисов и вызовов.

Довольно часто, стремясь показать, что роль монарха в Британии, возможно, не стоит так преувеличивать, утверждают: королева «царствует, однако не управляет». Как представляется, это мнение очень и очень упрощает реальное положение дел. Ее Величество является консолидированным символом нации, мощным фактором ее объединения — несмотря на все политические, социальные, культурные, национальные, даже расовые различия — и в этой своей роли абсолютно незаменима. Именно потому, что королева достойно справилась с этой тяжелой миссией, она смогла провести государство через эти бурные семьдесят лет.

Кстати, обратим внимание на такой пассаж из послания Елизаветы II парламенту еще в 2002 году по случаю полувекового пребывания на престоле: «Изменения стали постоянной чертой нашей жизни. Для того чтобы преодолеть их, необходима прежде всего дисциплина. То, как мы относимся к этим изменениям, определяет наше будущее». Вот такой подход в немалой степени объясняет, почему Британия в эпоху Ее Величества двигалась вперед. И еще красноречивый факт: за время правления королевы сменилось уже 13 премьер-министров Великобритании и столько же президентов США. В этом списке есть поистине выдающиеся фигуры: вспомним только Черчилля, Кеннеди, Рейгана, Тэтчер... Но почему-то так и хочется прибегнуть к сентенции: политики приходят, потом уходят, а королева остается. Вот что такое наследственность, традиции и крепость элит!

Ранним утром 6 февраля 1952 года наследственная принцесса Елизавета, находясь в Кении — тогда это была британская колония — вместе с мужем Филиппом Маунтбеттеном (10.06.1921 — 09.04.2021), бывшим принцем Греческим и Датским, после вступления жены на трон герцогом Эдинбургским, получила срочный телефонный звонок от своего личного секретаря Мартина Чартериса со скорбным известием: ее отец, король Великобритании Георг VI (был монархом в 1936 — 1952 годах, получил право на престол после отречения старшего брата, короля Эдуарда VІІІ — тот утратил право на престол, женившись на дважны разведенной американке «низкого происхождения» (Уоллис Симпсон), умер во сне в ночь на 6 февраля от тромба. Смерть короля не была такой уж внезапной, в монаршей семье знали о его серьезной болезни — но, разумеется, удар был для 25-летней Елизаветы сильным. Филипп стремился поддержать жену, наследницу престола, а теперь — королеву, в меру своих сил. Как вспоминал Мартин Чартерис, Елизавета «не пролила ни слезинки — только побледнела и смутилась». На персональном самолете «Аргонавт» Елизавета, Филипп и сопровождающие их лица срочно вылетели в Лондон, куда прибыли через 19 часов. В аэропорту новую королеву встречали премьер-министр Уинстон Черчилль, министр иностранных дел Энтони Иден, близкий родственник Елизаветы герцог Глостерский — всего 14 человек. На следующий день королева появилась на экстренном заседании Тайного совета — традиционного британского института, который, согласно Закону о наследовании трона от 1701 года, должен был принять присягу нового монарха.

Елизавета произнесла четким и звонким голосом: «После внезапной кончины моего отца я должна взять на себя обязанности суверена. Меня слишком переполняют чувства, поэтому сегодня я скажу лишь, что буду, как и мой отец во время своего правления, делать все во имя блага и процветания моих народов, рассеянных по всему миру... Я молю Бога о помощи, чтобы преодолеть это тяжкое бремя, которое возложено на меня в таком юном возрасте» (25 лет и 9 с половиной месяцев). По свидетельству некоторых очевидцев, когда она выходила из зала Сент-Джеймского дворца с мужем, в глазах Елизаветы стояли слезы. Так эта совсем молодая женщина стала сороковым монархом на земле Альбиона, если считать от времен Вильгельма Завоевателя (1066).

Все, кто наблюдал за поступками, заявлениями и действиями новой королевы (ее коронация, по традиции, состоялась через 16 месяцев — в июне 1953 года), были удивлены, а часто и поражены, насколько подготовленной к своей миссии оказалась юная правительница (уже 9 февраля она приняла участие в церемонии вручения государственных наград Британии и провела это действо уверенно и четко). Но удивление не имело уважительных оснований, если учесть, как системно и методично было организовано воспитание будущей наследницы престола. Вот об этом стоит рассказать подробнее.

Елизавета получила домашнее образование — она не училась ни в Оксфорде, ни в Кембридже или в каких-либо знаменитых учебных заведениях Британии. Однако это было действительно основательное, качественное образование (прежде всего гуманитарное); девушка изучала британскую и мировую истории, отдельно и очень подробно — британское конституционное право (под руководством профессора Генри Мартена, вице-ректора знаменитого колледжа в Итоне; своим доскональным знанием британского законодательства впоследствии королева будет удивлять многих премьеров!), мировую литературную классику, английский язык (научилась читать в возрасте пяти лет, с тех пор чтение стало не только обязанностью службы — ввиду огромного количества государственных документов, — но и жизненной потребностью, как дыхание; в королевской семье часто практиковалось совместное чтение выдающихся книг вслух), изучала французский язык (овладела им в совершенстве), еще десятки необходимых дисциплин. В 4-летнем возрасте девочка впервые села на лошадь — и с тех пор открыла для себя на всю жизнь целый мир дружбы с этими замечательными созданиями, которых она всегда очень любила, профессионально понимала и отдавала им много времени. А еще: в 1933 году Георг (тогда будущий король имел имя Альберт) подарил своей 7-летней дочери несколько очаровательных собачек — корги, они до сих пор являются «символом королевского двора».

А теперь — о более серьезных аспектах воспитания Ее Величества. Естественно, она росла в условиях комфорта и высокой обеспеченности; однако, если читатель думает, что эта девушка-принцесса (как и ее младшая сестра Маргарет) ни в чем не знала отказа, — это не так. Как значительно позже говорила королева, уже упоминавшийся профессор Генри Мартен с самого начала учил ее «рассматривать вопросы с разных сторон и формировать собственное мнение» (королева усвоила это руководство!). Лилибет (так Елизавету называли в детстве родные и близкие) стремилась не «отделяться от окружающего мира прозрачным занавесом огромного Букингемского дворца» (как выразилась одна из воспитательниц юной принцессы, леди Корфи), а «наблюдать за жизнью, которая бурлила внизу, как живут «настоящие люди».

Важны были и мировоззренческие уроки матери (жены Георга VI, тоже Елизаветы), учившая принцессу: «Если тебе кажется скучным человек или занятие — в этом виновата ты сама!» (королева-мать прожила 101 год и вошла в историю Британии мужественным заявлением, сделанным в 1940 году в самое страшное время: «Мои дети, как и я, как и мой муж, не собираются покидать Британию и будут в Лондоне до победы!») А надо напомнить, что во время нацистских бомбардировок несколько бомб попало тогда в Букингемский дворец, что привело  к определенным разрушениям). А бабушка, королева Мария (урожденная графиня Стратмор), учила своих внучек «всегда держать спину прямо», «не прикасаться к спинке стула, когда сидишь, держать прямую осанку», требовала, чтобы девушки приседали перед ней в реверансе при каждой встрече, не позволяла себе никаких проявлений эмоций и говорила Лилибет, что для монарха «недопустимо улыбаться на людях», водила Лилибет и Маргарет на экскурсии в музеи, художественные галереи, на монетный двор, в Банк Англии, Гринвичский дворец, в Тауэр. И, главное, постоянно повторяла: «Я учила своих детей (а те учили своих) владеть собой и не давать воли настроению». Впрочем, искусству улыбаться (другие времена) Елизавета научилась в совершенстве!

Так что королева имела все основания вспоминать, что «в конце концов, именно воспитанию я обязана больше всего. При должном воспитании — а я надеюсь, мое было именно таким, — можно очень многого добиться». И вот Елизавета, еще будучи принцессой, обратилась весной 1947 года к гражданам стран Содружества с такими словами: «Я уверяю во весь голос: моя жизнь, сколько ее будет отмерено, будет посвящена служению вам». И 70 лет королевы на троне — высокий пример ответственности и чувства долга — блестяще подтвердили эту клятву. Рассказ о Служении — далее.

Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать