Королева-эпоха
В начале февраля ЕЕ Величество Елизавета ІІ отпраздновала 70 лет своего вступления на британский престол. Празднование этого «платинового юбилея» продлится до июня текущего годаОна действительно является одной из самых известных женщин мира. Королева Елизавета II (полное династическое имя — Елизавета Александра Мария Виндзор) находится на троне Великобритании уже более 70 лет, что является абсолютным национальным и, похоже, также мировым рекордом — за исключением разве что «Короля-Солнца» Людовика ХІV в ХVІІІ веке (72 года).
Однако дело, конечно, не в феноменальном по продолжительности сроке пребывания королевы на престоле. Дело в том, что перед нами — во многом уникальная личность, которая при всех своих редких персональных качествах (исключительная уравновешенность, непреклонная воля и стальной характер, мудрость, высокое чувство Государственного Долга, умение учиться всю жизнь и воспринимать новое) в то же время является наглядным воплощением британских исторических традиций, лучших черт элиты этой страны, прежде всего традиций самоотверженного и ежеминутного Служения Государству и Народу. Заметим, что у нас с Британией существуют очень древние и интересные исторические связи еще со времен Ярослава и Владимира Мономаха; следует признать, что украинцы еще не могут в полной мере пользоваться богатым наследием прошлого, в том числе и этим, но если мы усвоим эту поразительную традицию Служения, то, может, со временем у нас появится настоящая элита, и это даст нам шанс.
Те 70 лет, на протяжении которых королева возглавляет Британию, — это даже не одна конкретная эпоха, а сразу несколько невероятно сложных и насыщенных эпох. Действительно: за эти десятилетия и Британия, и целый мир претерпели головокружительные (сдержанно говоря) изменения, равных которым до этого не знала история человечества. Вспомним только распад Британской империи и ее трансформацию в Содружество Наций; процесс деколонизации; холодную войну; преодоление серьезных экономических проблем Британии (сейчас не все помнят, что еще в феврале 1952-го, когда Елизавета была провозглашена королевой, страна страдала от дефицита товаров — чай, сахар, масло выдавались по карточкам); выход человека в Космос, высадка на Луне; распространение телевидения и Интернета; демократизация отношений королевской семьи с обществом; вступление Британии в Европейский Союз — и выход из него в 2016 году; урегулирование конфликта в Северной Ирландии; победа в Фолклендской войне 1982; участие Великобритании в войне в Ираке (2003 год); финансовый кризис 2008 г.; движение за независимость Шотландии; пандемия коронавирусной инфекции... И еще десятки судьбоносных событий, острых кризисов и вызовов.
Довольно часто, стремясь показать, что роль монарха в Британии, возможно, не стоит так преувеличивать, утверждают: королева «царствует, однако не управляет». Как представляется, это мнение очень и очень упрощает реальное положение дел. Ее Величество является консолидированным символом нации, мощным фактором ее объединения — несмотря на все политические, социальные, культурные, национальные, даже расовые различия — и в этой своей роли абсолютно незаменима. Именно потому, что королева достойно справилась с этой тяжелой миссией, она смогла провести государство через эти бурные семьдесят лет.
Кстати, обратим внимание на такой пассаж из послания Елизаветы II парламенту еще в 2002 году по случаю полувекового пребывания на престоле: «Изменения стали постоянной чертой нашей жизни. Для того чтобы преодолеть их, необходима прежде всего дисциплина. То, как мы относимся к этим изменениям, определяет наше будущее». Вот такой подход в немалой степени объясняет, почему Британия в эпоху Ее Величества двигалась вперед. И еще красноречивый факт: за время правления королевы сменилось уже 13 премьер-министров Великобритании и столько же президентов США. В этом списке есть поистине выдающиеся фигуры: вспомним только Черчилля, Кеннеди, Рейгана, Тэтчер... Но почему-то так и хочется прибегнуть к сентенции: политики приходят, потом уходят, а королева остается. Вот что такое наследственность, традиции и крепость элит!
Ранним утром 6 февраля 1952 года наследственная принцесса Елизавета, находясь в Кении — тогда это была британская колония — вместе с мужем Филиппом Маунтбеттеном (10.06.1921 — 09.04.2021), бывшим принцем Греческим и Датским, после вступления жены на трон герцогом Эдинбургским, получила срочный телефонный звонок от своего личного секретаря Мартина Чартериса со скорбным известием: ее отец, король Великобритании Георг VI (был монархом в 1936 — 1952 годах, получил право на престол после отречения старшего брата, короля Эдуарда VІІІ — тот утратил право на престол, женившись на дважны разведенной американке «низкого происхождения» (Уоллис Симпсон), умер во сне в ночь на 6 февраля от тромба. Смерть короля не была такой уж внезапной, в монаршей семье знали о его серьезной болезни — но, разумеется, удар был для 25-летней Елизаветы сильным. Филипп стремился поддержать жену, наследницу престола, а теперь — королеву, в меру своих сил. Как вспоминал Мартин Чартерис, Елизавета «не пролила ни слезинки — только побледнела и смутилась». На персональном самолете «Аргонавт» Елизавета, Филипп и сопровождающие их лица срочно вылетели в Лондон, куда прибыли через 19 часов. В аэропорту новую королеву встречали премьер-министр Уинстон Черчилль, министр иностранных дел Энтони Иден, близкий родственник Елизаветы герцог Глостерский — всего 14 человек. На следующий день королева появилась на экстренном заседании Тайного совета — традиционного британского института, который, согласно Закону о наследовании трона от 1701 года, должен был принять присягу нового монарха.
Елизавета произнесла четким и звонким голосом: «После внезапной кончины моего отца я должна взять на себя обязанности суверена. Меня слишком переполняют чувства, поэтому сегодня я скажу лишь, что буду, как и мой отец во время своего правления, делать все во имя блага и процветания моих народов, рассеянных по всему миру... Я молю Бога о помощи, чтобы преодолеть это тяжкое бремя, которое возложено на меня в таком юном возрасте» (25 лет и 9 с половиной месяцев). По свидетельству некоторых очевидцев, когда она выходила из зала Сент-Джеймского дворца с мужем, в глазах Елизаветы стояли слезы. Так эта совсем молодая женщина стала сороковым монархом на земле Альбиона, если считать от времен Вильгельма Завоевателя (1066).
Все, кто наблюдал за поступками, заявлениями и действиями новой королевы (ее коронация, по традиции, состоялась через 16 месяцев — в июне 1953 года), были удивлены, а часто и поражены, насколько подготовленной к своей миссии оказалась юная правительница (уже 9 февраля она приняла участие в церемонии вручения государственных наград Британии и провела это действо уверенно и четко). Но удивление не имело уважительных оснований, если учесть, как системно и методично было организовано воспитание будущей наследницы престола. Вот об этом стоит рассказать подробнее.
Елизавета получила домашнее образование — она не училась ни в Оксфорде, ни в Кембридже или в каких-либо знаменитых учебных заведениях Британии. Однако это было действительно основательное, качественное образование (прежде всего гуманитарное); девушка изучала британскую и мировую истории, отдельно и очень подробно — британское конституционное право (под руководством профессора Генри Мартена, вице-ректора знаменитого колледжа в Итоне; своим доскональным знанием британского законодательства впоследствии королева будет удивлять многих премьеров!), мировую литературную классику, английский язык (научилась читать в возрасте пяти лет, с тех пор чтение стало не только обязанностью службы — ввиду огромного количества государственных документов, — но и жизненной потребностью, как дыхание; в королевской семье часто практиковалось совместное чтение выдающихся книг вслух), изучала французский язык (овладела им в совершенстве), еще десятки необходимых дисциплин. В 4-летнем возрасте девочка впервые села на лошадь — и с тех пор открыла для себя на всю жизнь целый мир дружбы с этими замечательными созданиями, которых она всегда очень любила, профессионально понимала и отдавала им много времени. А еще: в 1933 году Георг (тогда будущий король имел имя Альберт) подарил своей 7-летней дочери несколько очаровательных собачек — корги, они до сих пор являются «символом королевского двора».
А теперь — о более серьезных аспектах воспитания Ее Величества. Естественно, она росла в условиях комфорта и высокой обеспеченности; однако, если читатель думает, что эта девушка-принцесса (как и ее младшая сестра Маргарет) ни в чем не знала отказа, — это не так. Как значительно позже говорила королева, уже упоминавшийся профессор Генри Мартен с самого начала учил ее «рассматривать вопросы с разных сторон и формировать собственное мнение» (королева усвоила это руководство!). Лилибет (так Елизавету называли в детстве родные и близкие) стремилась не «отделяться от окружающего мира прозрачным занавесом огромного Букингемского дворца» (как выразилась одна из воспитательниц юной принцессы, леди Корфи), а «наблюдать за жизнью, которая бурлила внизу, как живут «настоящие люди».
Важны были и мировоззренческие уроки матери (жены Георга VI, тоже Елизаветы), учившая принцессу: «Если тебе кажется скучным человек или занятие — в этом виновата ты сама!» (королева-мать прожила 101 год и вошла в историю Британии мужественным заявлением, сделанным в 1940 году в самое страшное время: «Мои дети, как и я, как и мой муж, не собираются покидать Британию и будут в Лондоне до победы!») А надо напомнить, что во время нацистских бомбардировок несколько бомб попало тогда в Букингемский дворец, что привело к определенным разрушениям). А бабушка, королева Мария (урожденная графиня Стратмор), учила своих внучек «всегда держать спину прямо», «не прикасаться к спинке стула, когда сидишь, держать прямую осанку», требовала, чтобы девушки приседали перед ней в реверансе при каждой встрече, не позволяла себе никаких проявлений эмоций и говорила Лилибет, что для монарха «недопустимо улыбаться на людях», водила Лилибет и Маргарет на экскурсии в музеи, художественные галереи, на монетный двор, в Банк Англии, Гринвичский дворец, в Тауэр. И, главное, постоянно повторяла: «Я учила своих детей (а те учили своих) владеть собой и не давать воли настроению». Впрочем, искусству улыбаться (другие времена) Елизавета научилась в совершенстве!
Так что королева имела все основания вспоминать, что «в конце концов, именно воспитанию я обязана больше всего. При должном воспитании — а я надеюсь, мое было именно таким, — можно очень многого добиться». И вот Елизавета, еще будучи принцессой, обратилась весной 1947 года к гражданам стран Содружества с такими словами: «Я уверяю во весь голос: моя жизнь, сколько ее будет отмерено, будет посвящена служению вам». И 70 лет королевы на троне — высокий пример ответственности и чувства долга — блестяще подтвердили эту клятву. Рассказ о Служении — далее.
Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»