Специалисты и партии
О пути выхода из замкнутого политического кругаЧем ближе выборы, тем упорнее украинцев пытаются убедить, что никакого выбора у них нет. «Он, или Она», «лучше смерть, чем Они». Такие лозунги звучат из экранов телевизоров чуть ли не ежедневно. Нас убеждают, что причина в умственной лености широких масс, их патернализме и безответственности. Мол, нужно что-то немедленно делать, чтобы не оказаться перед исконным выбором между двумя вонючими кучками политической безальтернативы. Звучат призывы к созданию партий, объединений, единых кандидатов. Но каждый созданный проект не становится не только весомым движением — не поднимается до уровня заметного общественного явления. Почему так? Разве активные, бесстрашные, искренние, креативные, патриотические украинцы, которых у нас имеется предостаточно во всех регионах страны, не в состоянии создать успешную антитезу олигархическим ставленникам? Разве они не могут найти в своих рядах достойных? — Не могут, потому что действуют в заданной предварительно системе координат. Так же, как невозможно выиграть в покер, если все за столом договорились сделать вас дураком.
О новых лидерах, новых правилах и новых идеях можно услышать на улицах и в студиях политических ток-шоу. Все соглашаются, что Украине нужна ротация элит. Хотя бы здесь имеем консенсус. Ну не будем же мы всерьез отрицать, что тот имеющийся в стране десяток публичных трепачей, которые называют себя правящей, политической элитой страны — даже вынося за скобки их качество — это очень мало для большой современной страны, жизнь которой не ограничивается средневековым способом построения общественных отношений. В ХVI веке государство, где есть монарх, его двор — аристократы, каждый из которых имеет свою обслугу и дворовых и небольшую прослойку придворных художников, жрецов и ученых — то было нормальное для своего времени распределение власти и влияния на принятие общественно значимых решений. Но в ХХІ веке такая элитарная пирамида является неприемлемой. Ведь общественная жизнь ощутимо усложнилась в сравнении с эпохой феодализма. В эпоху просветительского и научно-технического прогресса появилось большое количество сфер, каждая из которых сейчас имеет свой пул признанных специалистов, экспертов и элитарных звезд. Теперь это отдельные сообщества. Есть звездные физики и философы, которые собирают огромные залы. Признанные среди профессионалов всего мира врачи и ученые, специалисты по финансам и изобретатели нового. Глобальность мира — это в первую очередь его расслоение по профессиональному и отраслевому принципу, где каждая прослойка формирует свою собственную элитарную пирамиду, которая больше не привязана к границам и вождям. Такая же картина наблюдается и в создании и функционировании национальных элит. Признанные профессионалы в разных отраслях становятся теми экспертами и авторитетами, к которым общество может обратиться, чтобы проверить политические лозунги на адекватность момента.
Ничего подобного в Украине нет. Из-за того, что об экономике, культуре, науке, театре и разведении крупного рогатого скота публично говорят исключительно политики и общественные активисты, имена профессионалов, которые действительно имеют профессиональные наработки каждый в своей отрасли, остаются неизвестными обществу, а их суждения просто не становятся предметом публичного обсуждения. Если не врать самим себе, то можно увидеть напрочь позорную картину. Любой процесс в стране является крайне политизированным. А потому упрощенным. И уже невозможно представить себе, как должна выглядеть профессиональная дискуссия относительно любой сферы нашей общей жизни. За период возобновления украинской независимости в публичном поле не сформировалась весомая прослойка качественных и независимых экспертов и интеллектуалов, которые были бы в состоянии задавать тон дискуссии на общественно весомые темы и быть теми представителями профессиональных элит, которые бы формировали общественный запрос. Вместо этого мы имеем политических харизматиков, которые уже 20 лет подряд зарабатывают на жизнь тем, что прутся в народные защитники, каждый раз новым «оригинальным способом». В действительности, эта двадцатка глав партий и движений является ничем другим, как прикрытием для армии местных царьков. Это они являются сетевой непубличной элитой, то есть «лучшие», «исключительные», «избранные». Это мы с вами — креативный класс — несем ответственность, что позволили превратить профессиональный дискурс, который должен был бы сформировать стратегическое виденье будущего Украины, в политический балаган. Игнорируя мнение интеллектуалов и экспертов, мы с вами допустили симбиотическое срастание политиков и олигархов. Поэтому критика существующей системы симулякров отмечает, что понятие элиты должно быть расширено. Элитой должны стать люди мысли и люди действия.
Второй элемент успеха — партийное строительство. Классические партии в мире — это площадки, на которых кандидаты конкурируют между собой. Общество же проверяет их с помощью экспертов и представителей профессиональных элит, которые тщательным образом и публично спорят о программах и предложениях кандидатов. Партии — это платформы, которые основываются на постоянных идеологических принципах и финансируются из условно открытых источников. Но места в списках получают не основатели партий и не спонсоры, а победители партийных праймериз и дебатов, которые проходят отсеивание и заслуживают доверия избирателя только после того, как их пристально изучают журналисты и эксперты. Не имея первого — профессиональной элиты, креативный класс так и не смог сформировать второго — партии, которая была бы платформой, где происходили бы конкуренции политических идей и программ кандидатов. В сущности, новые партии мало чем отличаются от старых. Даже если они не состоят из продажных властолюбцев, они построены по тому же «украинскому образцу» — партийный актив, он же список и неизменный лидер, он же единый на все века кандидат на президентство. Задача граждан, чьи интересы берется представлять такая партия, сводится к предоставлению мандата доверия и голосования во время выборов. Никакого привлечения в процесс формирования программы и профессионального публичного обсуждения и планирования. Новые партии пытаются конкурировать со старыми — олигархическими — на их поле, действуя по их правилам, потому каждый раз проигрывают. Ведь там, где товар, по сути, одинаков, выигрывает всегда тот, в который вложены большие ресурсы.
В Украине сложилась ситуация, когда все хотят как можно лучше, но никто не желает обременять себя углублением в профессиональные дискуссии и принимать участие в партийном строительстве без гарантии попадания в список или во власть. Чем ближе выборы, тем чаще мы будем слышать, что никакого выбора у активных украинцев, кроме как примкнуть к уже существующим олигархическим проектам, нет. И это будет неправдой, потому что в действительности выбор есть. Именно интеллектуалы и активные граждане должны взять на себя ответственность и перевернуть стол, за которым мошенники играют с народом в «дурака на раздевание». Благородное служение является единственным, что креативный класс может противопоставить старой системе. Нужно изменить правила и создать в качестве альтернативы олигархическим партиям платформу для конкуренции. Пока они дерутся за власть, настоящая элита должна работать на идею. Нужно, по крайней мере, начать говорить о выходе, который у всех нас есть.