Поучительная история «Михо»
Что произошло с Саакашвили в Украине и почему пострадал имидж грузинского реформатора?Акция около парламента продолжается. И если с первых дней ее участниками выступил ряд общественных организаций и политических партий, то по окончании сессионной недели протест фактически «оседлал» бывший президент Грузии Михеил Саакашвили. Хотя еще за месяц до его проведения именно он заявил, что присоединится к инициативе общественных активистов. Сейчас чуть ли не ежедневно в лентах новостей фигурирует — Саакашвили. То он объявляет какие-то требования, то он ночует в палатке, то еще что-то. На днях наше внимание привлек пост российского журналиста Сергея Медведева. Суть в некоторой степени даже комплиментарного текста сводилась к тому, что в Грузии Саакашвили создал «сервисное государство», то есть правила, по которым грузины живут до сих пор.
Кроме прочему журналсит пишет: «Удивительно, как один человек за пять лет смог бросить вызов традициям трехтысячелетней культуры, горскому феодализму, местничеству, кланам, непотизму, воровству, вошедшим в фольклор взяточничеству и лени; он опроверг теории колеи и культурного детерминизма и доказал, что глубокая, укорененная культура может трансформироваться при наличии народного мандата, политической воли и работающих институтов. Да, он не успел перестроить страну, но новейшая история Грузии теперь четко делится на два этапа — до Миши и после, и он незримо присутствует в грузинской политике и фольклоре независимо от того, где находится — в Америке, Польше, Одессе или силовым способом пересекает границу Украины».
Что произошло с Саакашвили в Украине и почему пострадал имидж грузинского реформатора?
Все началось с того, что выдача паспорта Саакашвили экстерном стала поводом задуматься о пренебрежении базовым государственным институтом — гражданством. Неудивительно, что как пришел украинский паспорт в его руки, так он с них и ушел. Интересно — стал бы Саакашвили так же за ночь выдавать грузинское гражданство у себя в Грузии? Вместе с собой Михо в Украине взял свою этническую команду в Одесскую область. Опять же — можно представить себе победными в Грузии его время? Михаил Саакашвили вместо того, чтобы вплотную заниматься вопросом Одесской области, куда был назначен главой области, начал «мочить» конкурентов Порошенко, в том числе в Чернигове. Вопрос: где Чернигов и где Одесса? Но поведение Саакашвили в действительности полностью вписывалось в правила и манеры, которые ввела новая уже «непреступная» власть. Тогда Михо прицельно расправлялся на словах с неугодными Президенту, повышая его рейтинг и пытаясь подточить свой кредит доверия у простых граждан. После того вокруг его фамилии по цепному принципу начали нарушаться другие институты — в частности пересечение границы, которое превратилось в шоу. Потом, когда с фронта почти ежедневно поступают вести о погибших, под парламентом появляются разношерстные митинги и силы, а площадь перед Радой превращается в трибуну для самого Михо. Более того, теперь он намеревается там еще и поселиться.
В то же время украинская власть вместо того, чтобы учить и себя, и общество жить по правилам, очевидно, воспринимает их, как условность, как тактический инструмент для собственных целей. Например, так же как власть на границе собственноручно помогала Саакашвили устроить шоу, и в дальнейшем продолжает спасать рейтинги Михо, выселяя его соратников, которые вроде бы готовили в стране государственный переворот. В действительности, к нескольким десяткам грузин, которые прибыли вместе с Саакашвили в Украину еще в 2015-ом году, действительно есть вопрос легальности их пребывания здесь. Но засеем выселять среди них того, кто действительно воевал за Украину и делился своим опытом, не принимая участия ни в каких политических баталиях и интригах? Идет речь об инструкторе украинской Нацгвардии Давиде Макишвили. Кроме того, почему к ним возникли вопросы сейчас, а не тогда, когда Саакашвили их привозил сюда два года тому назад? Кто от того больше страдает — Саакашвили или имидж Украины?
Таким образом, можно сказать, что власть сама «заказала себе концерт» и сама теперь пытается его прекратить, по факту продлевая явно не последний акт беспорядка. А Саакашвили на все это согласился, фактически став антиподом к своей «грузинской истории». Вывод: пока мы не научимся жить по правилам, нас будет штормить бесконечно.