Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Метания российской пропаганды

Солсбери, Дума, Рига... далее везде. Неужели патриотизм заключается в том, чтобы оправдывать государственный терроризм?
23 апреля, 17:17

В российской пропаганде дело об отравлении Скрипалей и о химической атаке идут бок о бок и в своеобразной связке. Один из главных пропагандистов, телеведущий Дмитрий Киселев, прямо заявляет: «Провокация англичан в Солсбери с отравлением Скрипалей — часть общего с Сирией химического сюжета. Со стороны англичан много вранья, недомолвок, ухода от ответов на поставленные вопросы и курс на уничтожение вещдоков — любых и всех: от злополучной скамейки до дома Сергея Скрипаля, ресторана и бара, которые он посещал, от кремации домашних животных — умерших от жажды морских свинок и чудом выжившего кота — до самих Скрипалей. С глаз долой, с запретом звонить домой в Москву и принудительной сменой имени в Америке. В то же время экспертам Организации по запрещению химоружия по делу Скрипалей они корректно работать не дают. Россию, понятно, это возмущает».

Чтобы подкрепить тезис о прямой связи химических сюжетов в Англии и в Сирии, российские СМИ, подконтрольные Кремлю, распространили информации, будто бы российскими специалистами в Думе найдено химическое вещество, тождественное тому, что эксперты ОЗХО обнаружили в Солсбери. Вероятно, таким образом пропагандисты реагируют на дозированные утечки со стороны британских спецслужб, в том числе о том, что сообщение об успешном отравлении Скрипалей поступило от исполнителей, только что покинувших Англию, в Сирию и было перехвачено специалистами на британской базе на Кипре.

Очевидно, предполагается сочинить сюжет о грандиозном англо-американском заговоре против несчастной матушки России, когда сперва некая команда киллеров травит Скрипалей в Солсбери, а затем, заметая следы, направляется в Сирию, где, очевидно, уже с помощью американского контингента проникает в Думу (недаром ряд российских сайтов и блогеров в соцсетях усиленно распространяли дезинформацию о том, что Восточная Гута просто кишит американскими спецназовцами и советниками), чтобы потравить хлором (а может, и зарином, но почему-то не «Новичком») местное население и боевиков. А те, по ошибке, решили, что это их Асад потравил, и тотчас после химатаки сдались. И все это — только затем, чтобы все химические атаки на Россию свалить, представив ее этаким монстром и разжигая русофобию в мире.

Как кажется, эта плодотворная дебютная идея имеет дальнейшее географическое распространение. Вот в Риге один пророссийский активист, со ссылкой на одного неназванного знакомого, распространил слухи, будто 12—15 мая, когда в Латвии будут проходить масштабные учения войск НАТО, «в них примет участие около полка американского спецназа. Бойцы уже прибывают в Ригу небольшими группами рейсовыми самолетами, одетые по гражданке. Селятся в гостинице «Латвия» и других дорогих отелях, ходят пятерками по городу. В ходе предстоящих учений на улицах столицы американский спецназ, очевидно, разыграет сценарий «русского бунта». Одна часть американцев будет изображать «русских повстанцев». Видимо, наденет красные косоворотки, хромовые сапоги бутылочкой, начешет чубы и покроет их синими шестиугольными картузами. Другая часть спецназа будет изображать «силы демократии и прогресса». Тут им не обойтись без серых суконных сюртуков до полу, постолов и превиете. Для антуража англосаксы придумают зажечь полдюжины автомобильных покрышек возле Сейма и распылят хлорпикрин из желтых баллонов с надписью «Хлор». Снимут потом покрытых соплями и слезами депутатов и покажут эти страшные кадры по телеканалам Би-Би-Си и «Евроньюс». Объявят, что это все реализация гибридных угроз со стороны России». А затем, дескать, проведут «этническую чистку» и сгонят арестованных на стадионы, по примеру хунты Пиночета.

Латышская полиция юмор не оценила и шутника арестовала, посчитав его пост угрозой национальной безопасности, особенно после того, как некоторые лидеру русской общины Латвии посчитали изложенный сценарий вполне реальным. Автора же заподозрили в «деятельности, направленной против независимости Латвии». Российская пропаганда же с удовольствием подхватывает любой, самый бредовый сюжет. А в данном случае связь Солсбери Дума — Рига должна, по замыслу мудрых кремлевских пропагандистов, хотя бы частично нейтрализовать очередную британскую утечку насчет того, что следствие смогло с помощью перебежчика Бориса Карпичкова идентифицировать непосредственного исполнителя — киллера КГБ и ФСБ по кличке «Гордон», который в свое время был подчиненным Карпичкова в Риге, где он усел совершить, как минимум, одно убийство.

Российские пропагандисты охотно используют старые советские приемы. Уже подготовлены свидетели из занятой войсками Асада Думы, которые клянутся и божатся, что никакой химической атаки не было, а все ролики с ее признаками, которые распространялись в соцсетях, — чисто постановочные, в которых их боевики заставляли участвовать обманом, угрозами и посулами. Помнится, в свое время НКВД точно так же готовил свидетелей по Катыни, в том числе для Нюрнбергского процесса. Они тоже клялись и божились, что своими собственными глазами видели, как  немцы расстреливали польских офицеров в Катынском лесу, только никого в этом не убедили. Психология же несчастных жителей Думы, оказавшихся во власти армии Асада, вполне совпадает с психологией жида Янкеля из гоголевского «Тараса Бульбы», который под угрозой казацкой расправы признается в своей любви к казакам: «Ясные паны!.. Таких панов еще никогда не видывано. Ей-богу, никогда! Таких добрых, хороших и храбрых не было еще на свете!».

В целом российская пропаганда совершенно не озабочена тем, что кто-то может обвинить ее в непоследовательности, передергивании фактов, а также в том, что версии как отравления в Солсбери так и химатаки в Думе она меняет часто и легко, как перчатки. Ведь ее основная целевая группа — это давно уже оболваненная российская аудитория, отвыкшая критически оценивать поставляемую государством информацию. Задача — топить ее в потоке дезинформации, поданной достаточно занимательно, чтобы не оставить времени на ее критическое осмысление. Вероятно, на крайний случай в деле Скрипалей припасена версия о том, что это действует некая автономная группа бывших сотрудников российских спецслужб, которая мстит предателям. Причем припасена она исключительно для западной аудитории.

Что интересно, на этот раз российские пропагандисты не озвучивают популярный в случае с отравлением Литвиненко тезис о том, что так этому предателю Скрипалю и надо. Что ж,  разница в том, что тогда, в случае с Литвиненко рассчитывали, что никаких доказательств причастности России не будет найдено и заранее подготовили тезис о справедливом возмездии, который по инерции и озвучили в первые дни после смерти Литвиненко. В случае же с отравлением Скрипалей российская пропаганда решает принципиально нерешаемую задачу. Если изначально это покушение задумывалось так, чтобы в нем был отчетливо различим российский след, то в принципе невозможно никакими ухищрениями убедить сколько-нибудь мыслящую публику в том, что Россия к отравлению Скрипалей не причастна.

И весьма печально то, что российская оппозиция никак не осуждает власть ни за использование боевого отравляющего вещества в Солсбери, ни за попытки отрицать причастность Асада к химатаке в Думе. В этом случае Москва защищает сирийского президента столь рьяно, что закрадываются серьезные подозрения в том, что российская сторона не только знала об использовании Асадом химического оружия, но и была непосредственно причастна к химатаке в Думе. Но оппозиционеры молчат, боясь, что критика власти в данном вопросе будет антипатриотична. Причем молчат не только прикормленные Кремлем Собчак и Явлинский, но и «непримиримый» оппозиционер Навальный. Боятся, что их обвинят в «антипатриотизме»? Неужели патриотизм заключается в том, чтобы оправдывать государственный терроризм?

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать