Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что нам делать с Беларусью

17 сентября, 13:10

Визит Александра Лукашенко в Сочи для переговоров с российским президентом Владимиром Путиным  обозначил основные направления политики Москвы в отношении Беларуси.

Первое. На какой-то период времени, относительно небольшой, Лукашенко может рассчитывать на определенную финансовую, организационную и дипломатическую поддержку. При необходимости и на военную, но при очень сложных обстоятельствах внешней угрозы или агрессии. Такие не просматриваются и навряд ли будут.

Второе. Буквально в последний момент, за несколько дней до встречи в Сочи в Кремле отказались от подготовленного аншлюса Беларуси в виде так называемой глубокой интеграции.

Связано это со многими причинами. В первую очередь экономическими и финансовыми проблемами российского бюджета из-за катастрофического падения цен на углеводороды и отсутствия перспектив их восстановления до минимально приемлемого уровня для Москвы.

Отношения с западными странами хуже некуда и реальна победа на выборах в США Джо Байдена. Как следствие, есть угроза принятия «санкций из ада», а вслед за американцами более смелыми станут и европейцы. В таких условиях идти на нарыв с  Западом из-за Беларуси Путин очень опасается.

Третье. В Кремле и его окрестностях панически боятся революционной заразы.  От украинских майданов, от грузинской революции роз, от киргизских и армянских протестов. Включать в состав страну, охваченную революционным порывом для Кремля смертельно опасно. К тому же еще не утих Хабаровск и что будет дальше при общем ухудшении ситуации, никто не знает, но опасно и страшно уже сейчас.

Тем не менее, от общей стратегии удушения революции в Беларуси не отказались, изменилась только тактика.

Логика революционного развития говорит о том, что при продолжающемся сопротивлении диктатора неизбежно произойдет радикализация протестов. Так и до стрельбы по людям недалеко. Отсюда вполне понятна необходимость выработки стратегии и тактики поведения ближайших соседей Беларуси. К Украине это относится в полной мере.

Представляется, что позиция Киева в отношении режима Лукашенко недостаточно четкая и, самое главное, твердая. И это при том, что нашей стране нанесено оскорбление в истории с вагнеровцами. Независимо от нашей внутренней дискуссии по этому поводу.

Киев продолжает игрища с Москвой относительно Донбасса и поэтому не хочет проявлять достаточную твердость. Как в отношении России, так и Беларуси. Это тактика тупиковая. Москва понимает только язык твердости и силы. Все остальное она воспринимает как слабость, и ее требования будут только увеличиваться.

В таких условиях Киев должен занять четкую и недвусмысленную позицию и присоединиться к, пусть неформальной, коалиции Польши и стран Балтии по поддержке протестного движения в Беларуси. Она не должна ограничиваться осуждением, возмущением и прочими вербальными выражениями, а перейти в систему конкретных действий. Среди них можно выделить следующие. 

Во-первых, по примеру Литвы и Латвии максимально упростить возможность белорусским гражданам находиться в Украине и получать соответствующий статус. Особенно это касается тех, кого преследует нынешняя белорусская власть. У нас с Беларусью безвизовый режим и это существенно упрощает ситуацию. Главное, чтобы не начались игрища Миграционной службы. Негативные примеры такого мы знаем.

Как заявила министр внутренних дел Литвы Рита Тамашунене, «Департамент миграции начнет рассмотрение заявлений высококвалифицированных специалистов до их прибытия в Литву. В настоящее время самое главное — обеспечить беспрепятственное выполнение процедур». Нам стоит присмотреться к этому примеру

Во-вторых, нужно немедленно принять меры по привлечению белорусских IT-компаний, которые сейчас планируют переезд в другие юрисдикции. Многие уже перебрались в Литву и Латвию, некоторые в Польшу. Украина должна позаботиться о том, чтобы они переезжали в нашу страну.

Не нужно создавать для них особые условия, просто привести наши правила в соответствие с европейскими и кардинально умерить чиновничий пыл, чтобы даже думать было нельзя насчет отжать и закрыть бизнес. Это пойдет на пользу и отечественному бизнесу и приехавшему. В результате выиграет экономика, поступят налоги, а с ними наполнится бюджет. Только не нужно ждать, а действовать, так наши соседи уже этим занимаются и плотно.

При этом не должно быть иллюзий. С потоком беженцев и политэмигрантов к нам будут засылать откровенную и скрытую российскую агентуру. Ее у нас хватает своей, причем в высоких киевских кабинетах. СБУ работы прибавится, но без этого никак.

Достаточно много пишут, что лидеры белорусских протестов являются российскими ставленниками и по большому счету Москва вполне может с ними договориться в случае ухода Лукашенко. С этой точки зрения Украине все равно кто у соседей будет управлять.

Представляется, что это несколько упрощенный подход. Несомненно, среди кандидатов в президенты своей пророссийской позицией выделялся Валерий Цепкало. Как сказал белорусский политолог Франак Вечорка, этот бывший кандидат комсомолец в худшем смысле этого слова. С началом протестов много раз обращался к Путину с призывами вмешаться и содействовать уходу Лукашенко. Однако, в ходе кампании рейтинг Цепкало не поднимался выше 15-20% и его шансы на избрание были относительно невелики.

Реальным кандидатом на победу был Виктор Бабарико. Многие его пророссийскость относят на долгие годы управления «Белгазпромбанком» тесно связанного с «Газпромом».

Однако, есть и встречные предположения. Бабарико известен как меценат и защитник белорусской культуры. В 2018 году по инициативе Виктора Бабарико «Белгазпромбанк» профинансировал издание 15 000 экземпляров пятитомника Светланы Алексиевич для передачи их в дар белорусским библиотекам. При его содействии в Беларусь был возвращен подлинник Библии Франциска Скорины, а также картины Марка Шагала, Леона Бакста. Его банк финансировал издание книг на белорусском языке.

Есть известная закономерность, пророссийские кандидаты часто становятся на антироссийские позиции, когда входят или приближаются к власти. В этом смысле очень характерна трансформация Светланы Тихановской.

Ее долгое время, как и она сама воспринимали как промежуточную фигуру с неясными политическими взглядами. Достаточно вспомнить, как во время избирательной кампании она тщательно уходила от вопроса принадлежности Крыма или отвечала максимально уклончиво.

По мере разрастания протестов и расширяющегося вмешательства России ее высказывания приобретают если не антироссийский характер, то демонстрируют все большую отстраненность от Москвы. Представляется этот факт достаточно важным, так как в случае ухода Лукашенко на какой-то период времени именно Тихановская станет президентом до проведения новых выборов.

Кто бы ни стал президентом Беларуси, он должен будет учитывать, что экономика страны на 80% привязана к России, и изменить это положение быстро не получится при всем желании. 

Киев должен учитывать такое объективное обстоятельство при формировании своей политики по отношению к Минску.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать