Без эйфории и иллюзий
Требование Суда ООН имплементировать Минские договоренности, что должно было произойти до конца 2015 года, свидетельствует об упадке системы международного праваНа мой взгляд, недопустимой является эйфория по поводу первого решения суда ООН (Гаагского суда) относительно иска Украины против России, в котором номинально частично удовлетворены требования украинской стороны. Более того, те, кто сегодня ведет речь о «начале выздоровления международной правовой системы», выдают собственные иллюзии за действительность. А нет ничего опаснее эйфории и иллюзий, когда речь идет о «нормализации» отношений с Россией или о попытках правовым путем заставить Кремль что-то сделать, отступившись от своей традиционной агрессивной политики и забыв свои имперские интересы.
Начну с конца.
Как известно, суд отметил, что ждет от Российской Федерации и Украины как сторон Минского процесса реализации индивидуальных и общих мероприятий с целью полной имплементации комплекса мероприятий по выполнению Минских соглашений. Но имплементировать Минские соглашения можно только в случае, если у тебя есть машина времени. Напомню некоторые их основополагающие положения:
— Немедленное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 год. 00 хв. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
— Отвод всего тяжелого вооружения обеими сторонами на равные расстояния с целью создания зоны безопасности. Отвод должен начаться не позже второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
— Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен не позже чем на пятый день после отвода.
— Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу до конца 2015 года новой Конституции, которая предусматривает ключевым элементом децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мероприятиями, отмеченными в примечании, до конца 2015 года.
Само требование имплементации того, что должно было быть имплементировано до конца 2015 года, свидетельствует о полном упадке системы международного права. Я уже не говорю о том, что суд подтвердил требование к Украине касательно конституционной реформы и принятия новой Конституции, положения которой должны быть согласованы с предводителями «ЛДНР». Это значит не больше, не меньше чем требование к Украине и ее народу отдать свой суверенитет во внешние руки и в лапы пророссийских боевиков. Если это «международное право», то что же тогда зовется бесправием?
А еще в список мероприятий входит такое, например: «освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; право на языковое самоопределение; участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации». То есть речь идет о легализациях «ЛДНР» под названием «ОРДЛО», о превращении Украины даже не в федерацию, а в конфедерацию, в которой «центральная власть» (то есть законная власть Украинского государства) и весь украинский народ будут иметь по отношению к «ЛДНР» только обязанности (включительно с социальным обеспечением населения соответствующих территорий, полным восстановлением социально-экономических связей, поддержанием социально-экономического развития «ОРДЛО» и т.п.).
В обмен же Украина должна получить контроль за границей — но после полного выполнения Минских соглашений, то есть после амнистии боевикам, их легализации под псевдонимом «народной милиции», после принятия новой Конституции, которое должно состояться «с консультациями и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей». То есть будут писать Основной закон нам Захарченко и Плотницкий по указаниям из Москвы. То есть после полной капитуляции Украины ей передадут контроль за соответствующими участками границы с Россией. А если в «ЛДНР» (реально — в Кремле) решат, что капитуляция не полная, то и не передадут.
Я уже не говорю о том, что в соглашениях арестованные и осужденные боевики нежно зовутся «заложниками», что приравнивает Украинское государство к террористической организации; как оценить это с точки зрения международного права?
Пойдем дальше.
Вероятность того, что Гаагский суд примет окончательное решение, в котором хоть как-то накажет Россию хотя бы за финансирование терроризма, даже не за прямые террористические действия (только сбитый «Боинг» что стоит), близко к нулю. Следует вспомнить, что этот суд придирался к каким-то формальностям и вообще не взял к рассмотрению иск Грузии против России за агрессию 2008 года, которая происходила на глазах всего мира, под прицелом телекамер и с репортажами в Интернете. Поэтому, скорее всего, и в будущем суд ограничится фразой, что Украина, мол, не предоставила достаточно доказательств, которые были бы существенной базой для применения санкций, — как сейчас сказано о временных мерах.
Что же касается Крыма, то «частичное удовлетворение» иска Украины в плане временных мер также не должно вызывать эйфории. Так, в решении суда сказано, что Россия должна:
— Воздерживаться от сохранения или применения новых ограничений на права крымскотатарской общины сохранять свои представительские институты, включая Меджлис крымскотатарского народа.
— Обеспечить доступ к образованию на украинском языке.
Замечательно! Однако мы знаем, какой опыт имеет Кремль в «обеспечении» образования на украинском языке, тем более что проблема не сколько в языке, сколько в содержании образования, а оно может быть антиукраинским; во второй половине 1930-х Лев Троцкий в эмиграции, беспощадно критикуя Сталина, метко заметил, что в СССР власть допускает образование украинского народа на родном языке, только чтобы «заставить его на языке Кобзаря воспевать кремлевскую клику насильников».
Ну, а с Меджлисом крымскотатарского народа еще проще: его просто «переизберут», с соблюдением всех «очень демократических» ритуалов. Более того, возможно, и кого-то из нынешних непримиримых противников оккупантов введут — но только как одиночных рядовых членов. И помимо «системных либералов» появится у России и такой себе «системный Меджлис». Вспомним, что у подполковника КГБ Путина было где учиться: в НИР, где он служил, номинально существовала многопартийная система, которая в основных своих чертах воспроизведена в современной России. Поэтому можно не сомневаться, каким образом Кремль будет выполнять это решение Гаагского суда.
Значит ли сказанное, что обращение власти Украинской государства было неверным шагом? Абсолютно нет. Речь о том, что эйфория и иллюзии относительно действенности этого суда и международного права на общественность является ошибочной и опасной. Так что не стоит забывать афористическую формулу гетмана Ивана Мазепы, который был не только незаурядным политиком, но и талантливым поэтом: «Же през шаблі маєм права!»