Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Компромисс

«13-19.09.2019»
19 сентября, 19:29

Кроме плохоньких рэпа и выступления «Квартала» Форум «YES» этого года (какое падение!) запомнился разве что интервью вчера еще в бегах, а сегодня опять на коне олигарха Игоря Коломойского. Новоназначенный премьер и уже сравнительно давно президент заманивали инвесторов личными гарантиями (что характерно, в этот раз о залоге в виде зуба ни слова — очевидный прогресс), и прожектами новых украинских городов и белорусских каналов (ну а что, Припять же почти на всем своем протяжении во входящей в Союзное государство Беларуси протекает, или я не прав?). А в это самое время Игорь Валерьевич скромно, по-хозяйски, как и должно продюсеру творящегося в стране шоу, в кулуарах рассказал журналистам об уникальном окне возможностей в плане достижения с ним «компромисса» по делу «ПриватБанка», которым должна поспешить воспользоваться нынешняя украинская власть.

Можно было бы долго рассуждать о «хотелках» раскатавшего губу олигарха, если бы накануне на глазах удивленной страны его не принимали на Банковой. — С главой Минэнерго, профильного парламентского комитета, «Нафтогаза» и премьером у него на ковре обсуждались дополнительные льготы ферросплавному бизнесу Игоря Валерьевича. Если бы в тот же самый день не стало известно о пятимиллиардной (пока в гривнах) «компенсации» из бюджета Украины авиакомпании Коломойского за неудобства в связи с необходимостью облетать закрытое небо Крыма. Если бы в вышедшем через пару дней интервью «Financial Times» премьер Алексей Гончарук не признал (пусть потом и отнекивался), что президент на самом деле договаривается с Коломойским по делу «ПриватБанка».

Если бы Регламентный комитет Верховной рады с подачи шестерки Коломойского скандального блогера, а теперь депутата от «Слуги народа» Александра Дубинского в эту среду не рекомендовал Верховной Раде создать Временную следственную комиссию по расследованию деятельности руководства Национального банка и Фонда гарантирования вкладов, которые выявили и пресекли многомиллиардную (в долларах) аферу скандального олигарха, спасли банк и экономику страны от неминуемого коллапса, в который во время войны толкала неуемная жадность этого человека. А несколькими неделями раньше уже Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики не делегировал этого же самого Дубинского в конкурсную комиссию по отбору теперь уже не независимых членов наблюдательных советов государственных банков... Думаю, пока выйдет эта статья, будет всем нам и еще.

Нашу страну грабили долго и последовательно. Грабили политики, грабили олигархи своими руками и руками политиков, в меру возможностей и талантов еще с советских времен был приучен приворовывать, и не упускал «своего», практически каждый. Но еще никогда в истории советской и вот теперь независимой Украины это не делали так беззастенчиво, так в прямой трансляции напоказ — украинцам и миру. Еще никогда, разве что кроме Путина, Украину так не шантажировали, и, в ответ, даже с учетом недолгого президентского опыта Януковича, еще никогда первые лица страны так не прогибались под этот шантаж.

Когда я садился писать эту колонку, я думал рассказать о 25-летнем приговоре президенту Южной Кореи Пак Кын Хе, а также о ее предшественниках Ро Дэ У и Но Му Хене, бразильских президентах Луис Инасиу Лула да Силва и Дилме Русеф, аргентинском президенте Кристине Фернандес де Киршнер, перуанских Алехандро Толедо (как раз этим летом его наконец задержали, и экстрадируют в Перу) и Альберто Фухимори, президенте Сербии и Черногории Светозаре Маровиче... Список осужденных за крепкую дружбу с местными олигархами глав государств можно продолжать долго, и, стоит только начать рассказ, получится уже не колонка, а целая книга. И никто из них наверное, вот как Пак Кын Хе, не думал, что выполнение предвыборных обещаний нескольким спонсорам избирательной кампании, или переросшие с точки зрения закона в нечто большее ее партнерство и дружба с Чхве Сун Силь, могут закончиться вот так, 25-летним приговором.

Но тут я подумал, у каждого в этом списке были свои окна возможностей. Одно окно, которое они выбрали, о каком говорил на форуме «YES» Игорь Коломойский. Другое, о каком писал в своей книге покойный Ли Куан Ю. — Перед ним самим стоял когда-то такой же выбор, но, в отличие от остальных, большинство вчерашних друзей и партнеров, требовавших благодарности за то что привели его к власти, очень скоро оказались кто в отставке, а кто в тюрьме. Как результат сделанного им выбора, разительные отличия в судьбах стран и их лидеров.

Вроде бы, в силу с самого начала его избирательной кампании декларируемых президентом намерений, выбор второго окна, хоть с точки зрения личных обязательств и непрост, с точки зрения закона вполне очевиден. Есть подтверждающие продолжавшийся долгие годы кражи средств из собственного банка миллионы страниц банковских документов, есть результаты расследования не идущих ни в какое сравнение по профессионализму, непредвзятости и напрямую с ними связанному авторитету в международном сообществе с украинскими МВД, СБУ, НАБУ, ГБР детективов из Kroll. Результатов расследования, которое уже не утаишь от зарубежных доноров и потенциальных инвесторов Украины, ведь их видели не только уважаемые в мире финансисты иностранные члены независимого Наблюдательного совета «Приват

Банка», но и в МВФ, Всемирном банке (приветствовавших и до сих пор ставящих в пример национализацию «ПриватБанка»), наконец, в Высоком суде Лондона.

Том самом Высоком суде Лондона, от беспристрастного решения которого Коломойский и Боголюбов спаслись лишь в последний момент, выведя из-под его юрисдикции — из Великобритании, все свои активы. И сколько бы сегодня Игорь Валерьевич ни троллил Гонтареву украинскими судами, в любом европейском или американском суде ему не приходится надеяться на хоть сколько-то приемлемый для себя результат. Благо теперь ему не прикрыться выдумками, что это все политические преследования украинскими властями. Поддержав его претензии, пойдя сегодня с ним на «компромисс», отказавшись от возвращения им украденного, «компенсировав» ему стоимость национализированных активов, с точки зрения международных финансовых институций, с точки зрения украинского и международного финансового права будет означать не только отказ от одной из самых успешных реформ своего предшественника — банковской (а это пощечина и ее соавторам — Всемирному банку и МВФ), но и что президент Украины стал соучастником одной из крупнейших в истории Восточной Европы банковской аферы. А нынешний президент Украины, скажем, в отличие от своего российского коллеги, слишком молод, чтобы рассчитывать обезопасить себя, навечно удержавшись в президентском кресле. Как не может он рассчитывать и на вечную народную любовь. — Есть такая у украинцев черта, скорее рано чем поздно охладевать ко вчерашним кумирам, стоит им только оказаться у власти.

Вот и выходит, в деле «ПриватБанка» существует только одно потенциально не зарешеченное окно возможностей как в отношениях с международными партнерами, кредитодателями и потенциальными инвесторами Украины, так и в отношениях с украинским законом. И существует всего два вопроса, по которым допустим компромисс — какой Коломойский получит срок, и об условиях его содержания под стражей. И оба возможны только в случае возвращения им украденных средств, и полного сотрудничества со следствием. Или раньше Коломойскому сидеть одному, или позже, но Зеленскому идти под суд с ним в паре. Одно окно закрывается в ближайшие дни, второе — в клеточку, доступно всегда и на долгие-долгие годы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать