Святотатство и ханжество
Крик и стон поднялись в искреннем украинском сообществе, или, скорее, в сообществе украинской искренности. Возмущение и беспокойство, злость и досада, кровь, пот и слезы. Нет, о слезах чуть позже, еще не время всхлипывать, придержим воды.
Дело в том, что известный артист Олег Скрипка выпустил видео на песню Two colors. Это - англоязычная версия тех "Двох кольорів", о которых знает каждый, кто имеет уши в этой стране. Выполнена так, как это умеет Скрипка - в манере простосердечного восторга перед текстом, умноженного на врожденную жизнерадостность поющего. Музыка - цепкий мелодичный ритм-н-блюз с акцентом на гитарной партии.
Аудио Two colors стало доступным в Сети еще прошлым летом, благополучно собирало «лайки» и никому не мешало.
А неделю назад, среди ранней суровой весны появился клип.
Его эстетика - это смесь Тарантино, Роберта Родригеса (фильм-комикс "Город грехов") и американского хип-хопа. Этакий гангстерский флер, или, скорее, насмешка над ним. Длинноногие девушки, шикарные машины, веселый мачо Олег, а также какие-то акробатически-цирковые кольца и трюки на них с висением вверх ногами включительно. Все в красно-черно-белой гамме. Словом, юмористическое и совершенно не злобное прочтение.
Вот когда появилась движущаяся картинка - серьезные люди воспылали.
Если выпарить разного рода риторические фигуры, в остатке претензий получим святотатство. Как он посмел?! Или лучше: как он посмел! Так, без лишних вопросов. Словно Скрипка десакрализировал не просто песню, а государственный гимн Украины. Когда в свое время Андрей Бондарь опубликовал эссе, в котором очень жестко прошелся по тексту Дмитрия Павлычко с таким выводом: "ничего тебе жизнь, по сути, голубь, и не вышивала. Все сделали твои предки по материнской линии. А ты просидел всю жизнь в маминой комнате и медитировал на вышиванку", - даже тогда такого гвалта не было.
Понятно - популярный медиум, больший охват.
Чаще всего исполнению Скрипки противопоставляют Квитку Цисык (не Дмитрия Гнатюка). И тут мы подходим к сути вопроса. Точнее, к линии вкусового разграничения, которая столь легко превращается в линию фронта.
(Заметка на полях: и это я еще не упомянул о блестящей и смешной версии "Рушника" (тоже один из главных номеров Цисык), созданную днипрянином Евгением Гордеевым на мотив I`m Creep - главного хита британцев Radiohead).
И Гнатюк, и Цисык - великие мастера своего дела. Их слушали и будут слушать. Но не все. Сделаю самоубийственное признание: мне не нравится то, как поет Цисык. Когда слышу ее, то уже через несколько секунд начинает казаться, что пространство и время любого человеческого существа, живущего в Украине, состоит исключительно из тоски, печали, тревоги и слез. Неизбывных, конечно. Что мелодрама - это основа всей нашей психической, эмоциональной, политической и экономической жизни. А Гнатюк к тому еще и патетичен настолько, что хочется превратиться в цистерну бетона, чтобы соответствовать полному весу его пения.
Я жизнь в современной Украине вижу в иных ритмах и интонациях. И нас немало. Меланхолия нам тоже не чужда. Но звучит иначе. Сейчас вообще многое звучит иначе. Части соотечественников и соотечественниц эта инаковость может показаться неприемлемой, невыносимой, оскорбительной. И в своем раздражении они упускают хорошую, даже очень хорошую и очевидную новость.
Заключается она в том, что, если и сейчас, в 2021, для "Двох кольорів" и "Рушника" продолжают придумывать эксцентричные и причудливые версии - значит, эти песни нужны и живы.
Так что two colors are forever in my heart, two colors are for always in my soul.