Красота
Субботние беспорядки на Банковой живо обсуждаются – вплоть до отдельного заседания в парламенте (хотя о чем там заседать, не очень понятно).
Я тоже хочу высказаться, но скорее с культурной точки зрения. Что, по моему мнению, не менее важно.
Любое архитектурное сооружение со временем накапливает немалый объем культурных значений, наращивает определенную и заметную ауру. Вот есть здание на Банковой, 11. Тяжеловесно торжественное и в этой торжественности пошлое. Для Украины оно олицетворяет власть - просто раньше в нем находилась оккупационная советская администрация, а теперь - администрация президента. Всякий, кто оказывается там как первое лицо государства, обречен злой судьбе. В определенном смысле это место проклято; тот же Ющенко говорил, что ему там некомфортно и даже пытался куда-то перенести Администрацию; конечно, ничего не получилось. Но вернемся в настоящее.
Как известно, фасад Администрации в основном был расписан граффити. Также пострадали два стекла на входных дверях и закоптилась металлическая табличка с надписью "Президент Украины". Надписи наносились не только на стены, но и на мостовую и на массивные гранитные шары у входа; еще краску просто разливали.
Тот или та, кто пишет лозунг на стене, - присваивает ее поверхность, подчиняет своим интенциям и идеям. На этом акте культурной экспроприации основывается, в частности, феномен стрит-арта.
Но что происходит, когда стену захватывает большая протестующая группа, причем открыто? Это уже не совсем стрит-арт - жанр индивидуалистический и партизанский. Здесь другое.
В свое время известный советско-российский художник-концептуалист Илья Кабаков (он, кстати, родом из Днепра) предложил понятие «тотальная инсталляция». Оно означает целостное произведение, которое нельзя понять со стороны - для полного понимания нужно войти внутрь и обжиться там.
Понятно, откуда произрастает подобная терминология. Кабаков вдохновлялся бытовым адом советской коммуналки - места, по определению лишавшего человека его личного пространства. Более того, Кабаков, возможно, не осознавая, опирался в целом на непрозрачность и всевластие советской тирании. На каждом шагу - тайны, закулисные игры, преобладание непонятных, но мощных сил над отдельной жизнью. По сути, все советские учреждения и заведения, независимо от назначения, - от вокзального сортира до Центрального Комитета - и представляли собой такие тотальные/тоталитарные инсталляции, понять истинную суть которых можно было только оказавшись внутри - часто не по собственной воле.
Именно таким объектом по сей день оставалась АП.
Когда разъяренные протестующие добрались до ненавистного дома, они не стали его ломать и жечь. Расписав все доступные поверхности словами возмущения и неуважения, они перехватили это пространство у власти. Потому что когда монументальная доска "Президент Украины" начинает походить на решетку для барбекю, а под названием главной должности красуется краткое "лох" - это не просто оскорбление власти, это десакрализация. Мы знаем про вас, лохов и чертей, даже не переступая ваш порог. Мы разъедаем вашу непробиваемую оболочку своими смыслами, мы разворачиваем вашу одностороннюю трансляцию, мы разрушаем вашу бесчеловечную эстетику танцем красок и шрифтов.
Иначе говоря, в субботу коллективный автор со спреями в руках за считанные минуты соорудил впечатляющую анти-тотальную инсталляцию. К созданию которой может присоединиться любой и которая разносит кафкианский тайный абсурд власти вдребезги.
Зеленский, едва заняв должность, намеревался передать помещения АП Национальному художественному музею. Улица в конце концов взяла дело в свои руки. И трансформировала Банковую, 11 в огромный арт-объект. Бережная консервация созданного могла бы помочь выполнить хотя бы одно обещание.
Впрочем, граффити бросились смывать уже в понедельник. Напрасные усилия. Можно смыть что угодно. Но шедевр останется шедевром.
Еще никогда это здание не было столь прекрасным.