Чума на наши все дома
Об "Оскаре" я довольно подробно написал в прошлом номере «Дня», но, учитывая дискуссии вокруг предмета, хочу кое-что уточнить.
Более всего часть киноманского сообщества возмущает неудача нового фильма культового режиссера Дэвида Финчера "Манк». Главным героем этой черно-белой стилизации под Голливуд начала 1940-х является Герман Манкевич, сценарист легендарного «Гражданина Кейна». «Манк» имел 10 номинаций, но получил статуэтки только за работу оператора и художника-постановщика. Зато торжествовала «Земля кочевников» (Хлои Чжао), которую кое-кто из коллег сгоряча даже обозвал социальной тягомотиной.
Я тоже желал победы "Манку". Но понимал, что шансы у него нулевые.
Огрубляя, в мире существует два базовых подхода к поощрению производителей кино: фестивальный и индустриальный. Первый эталонно воплощен в Каннах. Там отмечают фильмы, так или иначе развивающие язык кинематографа. Отсюда сенсационные "Золотые пальмовые ветви" для "Криминального чтива" Тарантино в 1994 или для «Розетты» братьев Дарденн в 1999. Тогда эти решения восприняли в штыки, но скоро оказалось, что каннский ареопаг не промахнулся: "Чтиво" породило целую волну «тарантиноидных» бандитских комедий, а "Розетта" запустила возрождение социального реализма.
Что касается индустрии, то здесь первенство у Американской киноакадемии, которая никогда не забывает, что кинематограф - искусство массовое. Конечно, Академия награждает за авторскую оригинальность - но именно в развитии жанра. Именно этим объясняется, в частности, прошлогодняя победа корейских "Паразитов": их режиссер Пон Чжун Хо предложил виртуозную жанровую игру, когда фильм начинается как черная комедия, переходит в социальную драму, а завершается как настоящий триллер.
А еще в Киноакадемии учитывают, что происходит со зрителями не только в кинотеатре, но и за его пределами.
Что происходит за пределами кинозалов уже второй год, мы знаем. Пандемия, миллионы больных и умерших, карантины, экономический кризис. Основные лауреаты "Оскара" вполне соответствуют ситуации.
Главная героиня «Земли кочевников» теряет работу и мужа. Чтобы выбраться из тупика, она отправляется путешествовать в своем фургоне. Находит работу, друзей. Хлои Чжао удалось обновить жанр роуд-муви, отыскать поэзию в привычных пейзажах Среднего Запада. И, хотя режиссерка снимала эту историю еще до начала пандемии, она очень точно угадала нынешние реалии: внезапная потеря близких и экономический кризис. Логичная победа.
«Отец» (статуэтки за адаптированный сценарий и главную мужскую роль): 80-летний старик (Энтони Хопкинс) болеет деменцией и нуждается в уходе. Эта потребность ложится тяжелым бременем на его дочь. Виртуозная драматургия, гениальный Хопкинс, идеальное соответствие эпохе карантинов и госпиталей.
«Перспективная девушка» (лучший оригинальный сценарий) - феминистический триллер об изнасиловании и мести; учитывая резкий скачок домашнего насилия в вынужденной изоляции – более чем злободневная коллизия.
«Еще по одной» (лучший международный фильм) - учителя средней школы пытаются найти себя с помощью планомерного употребления алкоголя: типичный карантинный "лайфхак".
«Мой учитель - осьминог» (лучший документальный полный метр): главный герой де-факто изолирован в своей депрессии, но выходит из нее благодаря дружбе с самкой осьминога.
«Душа» (лучшая полнометражная анимация) - об учителе музыки, который мечтает стать джазменом, в результате несчастного случая оказывается на больничной койке, но в итоге выживает и становится тем, кем хотел. Получается еще один актуальный сюжет: о невероятном спасении от смерти и о шансе на выбор собственной судьбы.
"Манк», при всем его эстетическом совершенстве, не стал новым словом: стилизации (в частности, "Артист" Мишеля Азанавичуса 2011, "Рома" Альфонсо Куарона, 2018) выходят регулярно и получают награды. Но если все время поощрять стилизации, у премии появится нежелательный ретроградный уклон. Да и упоение классическим Голливудом - интонация, далекая от сегодняшних горестей. Но все же "Манку" дали призы именно за мощную визуальность.
Такой вот "Оскар" чумных времен.