У разных оккупаций одинаковый финал
10 апреля Одесса отмечает 72 годовщину освобождения города от румынских войскПодлинная история жемчужины Транснистрии хорошо известна историкам, но очень плохо горожанам, которых пичкали и пичкают советскими мифами и легендами об очень неоднозначном периоде румынской оккупации, конец которой отмечается 10 апреля. Хотя обществу стоит внимательнее присмотреться к Одессе в годы Второй мировой войны. В этом драматичном времени есть ответы и на нынешние вопросы.
Румыны пришли в Одессу примерно в таком же эмоциональном состоянии, как россияне в Крым. Возвращали свое, «отнятое» у Королевства Румынии и Романия Маре со времен Наполеона вплоть до молотовского пакта с Риббентропом. К тому же здесь проживало огромное количество «истинно румынских людей», которые и вышли с флагами навстречу освободителям. Надо сказать, Одессу не слишком уж защищали. Бои шли на подступах к городу и носили характер позиционных. На всем театре боевых действий обороняющие и наступающие потеряли одинаковое число солдат - по 17 тысяч. Советская власть готовила город к сдаче с начала августа 1941 года. Два месяца в море сбрасывали станки, паровозы, автомобили и другие предметы стратегического характера. Очень много объектов промышленного и сельскохозяйственного предназначения просто подорвали. Румыны активно использовали в антибольшевистской пропаганде эти картины разрушений и постоянно подчеркивали свою роль в восстановлении города. Они действительно серьезно взялись за экономику столицы Транснистрии, то есть Приднестровья. Открывали церкви и воскресные школы, ремонтировали заводы, асфальтировали дороги, реставрировали театры и памятники. Вот эти снимки сделаны Вилли Прагером, немцем румынского происхождения, в июле 1943 года. Его фотографии хранятся в государственном архиве Фрайбурга. Многие из них свободны для доступа в сети. Разумеется, они показывают лишь привлекательную сторону оккупации. Несмотря на то, что 250 тысяч одесситов не так уж плохо чувствовали себя «при румынах», этот период жизни города нельзя назвать благополучным. Ни воскресные школы, ни возрожденное свободное предпринимательство, ни доступ к развлечениям и другим благам румынской цивилизации не искупили казней и преследований евреев, вместе с насильственным переходом города из одной страны в другую.
Румыны покаялись о тех страшных днях, которые много лет назад наполняли сердца их патриотов гордостью за вставание с колен великой страны. Инициаторы оккупации казнены, даже те, кто пытался возражать против насилия. Как, например, комендант Березовки подполковник Думитру Комэнеску, пытавшийся разрешить евреям работать садоводами и портными в подчиненных ему хозяйствах. Его заставили убивать, но это не смягчило вину оккупанта.
Сегодня, когда Одесса отмечает освобождение города от румынской оккупации Третьим Украинским фронтом, важно помнить уроки тех дней. Вражеские сапоги все еще топчет нашу землю, которую их обладатели считают своей. Точно так же, как румынские солдаты, входившие в Одессу растянутыми на километры колоннами далеко не воинственного вида. Красная и румынская армии были похожи внешне: винтовки в руках, обмотки на ногах и лошади вместо машин. И те и другие оставляли город, повинуясь логике большой войны, то есть геополитическим соображениям, как сказали бы сейчас.
После 10 апреля 1944 года в Одессе не наступил мир и благоденствие. Развернулись репрессии против «пособников румынских оккупантов»: священников, интеллигенции, других граждан, работавших на предприятиях и в учебных заведениях режима Антонеску. Румынская администрация провела перепись населения Транснистрии и Одессы в 1942 году. Вернувшаяся советская власть сделала это только в 1956 году. Поэтому статистических данных о масштабах чисток и переселений в эти годы мы не имеем. Но по характеру действий советской власти в 1944 году – представляем. После освобождения Кавказа 90 тысяч курдов и турок были депортированы в казахские степи. После освобождения Крыма – около 200 тысяч крымских татар. По данным источников Бухареста, депортациям и казням на территории Одесской области подверглось около 150 тысяч румын. Это не считая переселения целыми селами. В этом же 1944 году запрещается украинская автокефальная церковь и ужесточается запрет на свободное перемещение жителей сел, который просуществует до 1974 года. То, что режим И. Антонеску вводил как временную меру военного периода, СССР сохранил на десятилетия.
Военная история никогда не бывает однозначной. Когда закон подменяет винтовка, жизнь человека висит на волоске. Особенно когда этот человек зажат между двумя тираниями. Каждая намеревается казнить того, кто не с ней. Так произошло осенью 1941года и весной 1944-го. Даты, которые нельзя рассматривать отдельно. В 1947 году по Парижскому мирному договору Румыния полностью перешла под контроль СССР. Советские и румынские солдаты стали союзниками. Поэтому оккупацию Одессы в 1941 году стали деликатно называть немецко-фашистской. До сих пор в российских справочных источниках представлена советская версия событий тех лет, далекая от реальности так же, как большевистское подполье от одесских катакомб.
Нынешние оккупанты мало отличаются от прежних. Они тоже действуют в парадигме «высших соображений», плохо представляя меру своей личной вины за военные преступления, тяжесть которых пока облегчают медали и патриотические инъекции. За словами заботы о благе большинства населения не замечается моральное и физическое уничтожение меньшинства. Пока не замечается. Но у каждой оккупации есть начало и конец. Нынешний захват территорий нашей страны закончится, как и все предыдущие – поражением преступной идеологии и преступных действий.
Это снимки Вилли Прагера, сделанные им в Одессе в начале июля 1943 года. Хорошо, чисто и безмятежно.
А это снимок, сделанный в то же время и в том же городе, тоже из Бундесархива. Еврейских женщин с детьми ведут на казнь.
Рекламная страница из газеты «Молва», издававшейся в Одессе с 1941 по 1944 год. За хранение такой газеты в послевоенные годы давали 10 лет лагерей.
Румынские солдаты входят в Одессу (1941 год)
Советские войска вошли в Одессу (1944 год)