Как Кремль будет решать «проблему Навального»
«Биологические часы Запада», действительно, подошли к некой роковой отметке, после которой отношения с Россией могут кардинально изменитьсяПосле того, как отравление Алексея Навального веществом класса «Новичок» было доказано лабораторией ОЗХО, министры иностранных дел Германии и Франции сделали совместное заявление о том, что «Франция и Германия направят своим европейским партнерам предложения о дополнительных санкциях. Эти предложения будут нацелены на людей, которых мы считаем ответственными, в силу их государственных должностей, за это преступление и за нарушение международных стандартов, а также на лиц, участвующих в программе "Новичок"». Они также подчеркнули, что «Россия пока не дала никаких убедительных объяснений. Таким образом, мы считаем, что для отравления Навального нет никакого правдоподобного объяснения, кроме участия и ответственности России». Неофициально распространяется информация, что в санкционный список будут включены девять человек. Решение о санкциях ожидается на саммите Евросоюза 15-16 октября.
МИД РФ тотчас в очередной раз изобразил оскорбленную невинность. Сначала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что «санкции, ограничительные меры, стоп-листы всегда в международных отношениях приводят к одному – к ответным мерам» и что по инциденту с Навальным якобы не предоставлено никаких доказательств, предлагается «поверить на слово». По ее словам, Запад не стремится разобраться в ситуации, а использует ее как предлог для введения санкций. Дескать, «биологические часы Запада подошли к тому, чтобы ввести новые санкции в отношении нашей страны, нужен был повод, мотив, какая-то история». А затем первый заместитель министра иностранных дел Владимир Титов в беседе с французским послом в Москве Пьером Леви отвел «безосновательные нападки по «делу Навального»» и выразил «недоумение в связи с неподобающим по содержанию и тональности совместным заявлением министров иностранных дел Франции и ФРГ по ситуации с А. Навальным, идущим вразрез с реальным положением дел на фоне неготовности этих стран предоставлять информацию российским структурам в рамках оказания правовой помощи».
Между тем, России надо бы радоваться, что речь пока что идет лишь о персональных санкциях, которые обычно вводятся против таких российских чиновников, которые в Европу ездят редко и значимых активов там не имеют. Зато о «Северном потоке» пока речи как будто не идет. Тут на руку России играет одно немаловажное обстоятельство, на которое указал один из разработчиков «Новичка» Вил Мирзаянов: «Наконец, ОЗХО обнародовала в общем результаты анализа проб, взятых у г. Навального, отравленного химическим отравляющим веществом. Эта организация подтвердила практически результаты анализов, выполненных лабораториями Германии, Франции, Англии. Г. Навального отравили веществом типа новичок, но не включенным в список запрещенных веществ Конвенции по запрету химоружия. Точную формулу открыто не сообщили. Возможно, она есть в секретном приложении заявления ОЗХО. Отсюда вывод: поскольку вещества нет в списке, Русия не нарушила Конвенцию. Увы, так оно и есть. Не придерешься. Возникает вопрос, почему в список Конвенции внесли лишь 6 веществ типа новичок, а не внесли все 50 с лишним веществ, которых в свое время синтезировал покойный Петр Кирпичев? Ответ примитивно прост: Вил Мирзаянов в своей книге State Secrets: An Insiders Chronicle of the Russian Chemical Weapons Program опубликовал лишь 6 формул новичков. Можно понять отсюда, опубликуй он все 50 формул, ОЗХО было бы вынуждено включить их полностью. Знал ли я эти 50 формул? На этот вопрос не буду отвечать. Пусть зададут этот вопрос г. В. Углеву, который в качестве инженера работал у Кирпичева и заявляет авторство на многих новичков. Добавлю, что кое-что синтезировал также Борис Александрович Мартынов, который присвоил себе с помощью отца-директора ГосНИИОХТ Александра Васильевича Мартынова авторство на вещество А-232 и на этом деле защитил докторскую диссертацию».
Кстати сказать, Навальный мог быть отравлен какой-то новейшей разновидностью «Новичка», о которой и Мирзаянов еще не имел понятия. Таким образом, по формальным критериям, Россию нельзя обвинить в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия. Но сути дела данное обстоятельство не меняет. За пределами России все, а в самой России, помимо непосредственно причастных к отравлению Навального лиц, только сторонники внесистемной оппозиции и наиболее честные эксперты и политологи, не сомневаются, что оппозиционер был отравлен боевым отравляющим веществом, производимым в России, и это было сделано с ведома президента России. А из-за этого понимания западные державы уже не могут иметь с Россией «бизнес как обычно». После случая с Навальным количество перешло в качество. Ведь до этого было смертельное отравление Александра Литвиненко и попытка отравления Скрипалей. Не говоря уже о целом ряде случаев подозрительных смертей на Западе эмигрантов из России или связанных с Россией бизнесменов, в причастности к гибели которых подозреваются российские спецслужбы. А как раз в эти дни в Берлине проходит суд над убийцей чеченца Зелимхана Хангошвили, россиянином Вадимом Соколовым-Красиковым, в действиях которого по приказу Российского государства нисколько не сомневаются германские прокуроры. «Биологические часы Запада», действительно, подошли к некой роковой отметке, после которой отношения с Россией могут кардинально измениться. Ее окончательно станут воспринимать как гангстерское государство, контакты с которым стоит минимизировать (все равно то, что обещает, не выполнит). И если общественность будет настроена именно таким образом, Ангеле Меркель будет очень трудно достроить «Северный поток».
В Кремле же, как кажется, окончательно решили не признавать сам факт отравления Навального, отказавшись от альтернативного предложения спикера Государственной Думы Вячеслава Володина признать отравление, но обвинить в нем ближайшее окружение самого Навального и западные спецслужбы, прежде всего, американские и германские. Очевидно. Путин рассудил, что на Западе в володинскую версию все равно никто не поверит, а внутри России версия насчет того, что оппозиционер не был отравлен, а всего лишь чего-то не то съел или выпил, уже в течение месяца с лишним всеми средствами пропаганды успешно вдалбливается в головы населения России, и ее смена может подорвать доверие как к ней самой, так и к новой версии. Да еще к тому же придется признавать Навального потерпевшим и знакомить его с материалами явно сфальсифицированного следствия? Нет уж, увольте!
Самого же Алексея Анатольевича постараются любой ценой не допустить в Россию. А для этого Дмитрий Песков уже прямо озвучил тезис о связях Навального с ЦРУ – это чтобы прямо на границе его можно было бы арестовать как «матерого американского шпиона»!
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва