«Парижский красавец, богемист еще и художник»
Каким был путь в искусство украинского художника Николая ГлущенкоВ сентябрьские дни 1901 года в местечке с древними казацкими традициями Новомосковске на Екатеринославщине (ныне Днепропетровская обл.) родился будущий живописец Николай Глущенко. После учебы в рисовальном классе Коммерческого училища в г. Юзовке (теперь Донецк) в 1918 году во время сложных революционных перипетий в Украине он вступает в украинское войско и, даже не успев повоевать, попадает в лагерь военнопленных в Польше, откуда в конце 1919 года «без документов и каких-либо средств к существованию» восемнадцатилетний Николай Глущенко попадает в Германию.
И вскоре становится учеником частной берлинской художественной школы Ганса Балушека, где знакомится с творчеством немецких художников-экспрессионистов К. Кольвиц и А. Менцеля. Следующей ступенью становятся занятия в частной школе профессора Артура Кампфа, где Глущенко знакомится с сотрудником Генерального консульства УССР в Берлине, будущим кинорежиссером Александром Довженко.
В 1921 году молодой художник успешно сдает экзамены в Берлинскую Академию изобразительного искусства и вместе с земляком из Херсонщины Иваном Бабием начинает учебу в мастерской профессора графики Вольфсфельда. Увлечение творчеством А. Цорна отразилось на портрете А. Довженко (1922), а влияние мастеров итальянского и нидерландского Возрождения отобразилось на «Женском портрете» и «Автопортрете» 1923 года.
Немецкая критика, рецензируя портреты Глущенко, экспонировавшиеся на выставке в берлинской галерее «Каспер» в мае 1924 года, отмечала, что «первое впечатление, словно попали в отдел старой итальянской живописи какого-нибудь музея, во времена кватроченто», а «его портреты и с технической, и с художественной стороны ярко показывают, что это значительный талант с большим интеллектуально-эстетичным комплексом».
Успех художника дал ему возможность вместе с И. Бабием и европейскими художниками-авангардистами О. Диксом, Г. Гроссом, Дж. Северини принять участие в общенемецкой выставке «Новая объективность» в музее Мангейма в 1925 году. «Сам факт, — писала искусствовед В. Сусак, — что вчерашних выпускников, не немцев, включили в состав такой выставки, подтверждает признание их таланта».
«АВТОПОРТРЕТ С ЦВЕТКОМ», 1923 г.
«После нищенского Берлина, который гнетет кладбищенской тишиной, Париж ошеломляет», — так словами В. Маяковского можно описать впечатление молодого Глущенко в 1925 году от Мекки европейского авангарда — от импрессионизма до дадаизма — десятки разных школ и стилевых направлений!
Париж было трудно удивить. И все же фигура Николая Глущенко не теряется в стихийной художественной толпе — его произведения экспонируются в залах «Осеннего салона», «Салона независимых», галереи Тюильри.
В 1928 году в Париже вышел альбом литографий Н. Глущенко «12 ню» с изображениями двенадцати обнаженных моделей. Французский критик Ф. Фельс, сравнивая женские образы молодого украинского мастера с произведениями Анри де Тулуз-Лотрека, писал: «Женщины Лотрека имеют всегда привкус бульвара и кабаре. Женщины Глущенко милые подруги, которые приглашают к удовольствию».
Вместе с тем «парижский красавец, богемист еще и художник» Глущенко (как характеризовал его художественный критик В. Ласовский) работал главным художником торгово-промышленных выставок СССР за рубежом, оформлял советские отделы на выставках в Лионе, Брюсселе, Милане, Париже, Марселе.
В начале 1930 годов художник создает галерею портретов французских политических и литературно-художественных деятелей «прогрессивного направления» — «друзей СССР» А. Барбюса, Р. Ролана, П. Синьяка, В. Маргерита и других, выделяющихся тонкой психологической характеристикой образов.
Заметным явлением европейской художественной жизни стали персональные выставки Н. Глущенко в Риме, Стокгольме, Праге, Бухаресте, Львове. В 1933 — 1934 годах вышли в печати монографии о творчестве мастера — А. Пулея в Париже, П. Ковжуна и Св. Гординского во Львове.
Под воздействием «коммунистических идей» Н. Глущенко в 1936 г. переезжает на постоянное место жительства в Москву. Однако не все становится понятным художнику в искусстве господствующего соцреализма. И своеобразной отдушиной становятся ежегодные творческие командировки в Украину — так появляются поэтические пейзажи «Днепр возле Канева», «Киев. Берег Днепра», «Вид на Днепр с Владимирской горки».
В 1944 году после освобождения Украины художник переезжает в Киев. Работая преимущественно в отрасли пейзажа, в частности в технике акварели и монотипии, создал серию лирических образов родного края — «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Пески одеваются лесом» (1950), «Оттепель» (1956), «Весна на перевале. Карпаты» (1957).
В середине 1960 годов происходит внезапный, но вместе с тем творчески переосмысленный переворот в художественных концепциях художника: широкий энергичный мазок, локальные вспышки чистых красок, буйство энергии в звонких, неожиданных композициях, повышенная декоративность живописи. Тем и выделяются полотна-пейзажи «Триполье» (1967), «Майский цвет» (1971), натюрморты «Цветы в крынках» (1971), «Цветы» (1971), «Голубой натюрморт» (1971), женские акты «Обнаженная» (1971), «Модель с альбомом» (1971), «У зеркала» (1971). За значительные достижения в жанре украинской живописи Николай Глущенко был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины им. Т. Шевченко в 1972 году.
И вместе с тем отмечает: «Лучшая моя картина еще не создана. Я ищу ту жар-птицу, которая не дается в руки». Эти слова художник искренне сказал на открытии персональной ретроспективной выставки. Однако не судилось — 31 октября 1977 года мастера не стало. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№234, (2014)Section
В конце «Дня»