Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Полесская узкоколейка

Хотя ехать лишь несколько сотен километров от Киева, эти места еще дальше, они — в другом мире, забытом и сохранившемся одновременно
05 мая, 17:26
ФОТО РОМАНА ПАВЛЮКА

До Заречного курсирует узкоколейка, проложенная здесь еще в конце XIX века для перевозки древесины, смолы и картофельного спирта. Чтобы попасть вовремя на маленький вокзал, с которого она, пыхнув паром, выезжает аккурат в 7.05, надо проехать по черным полесским лесам до станции «Антоновка».

Вокзал Антоновки маленький, с окрашенными в зеленый деревянными креслами, порванными спинками и разбитыми изразцами, которые уже и забыли, какую мозаику составляют. Поезд едет медленно, 25 — 30 км в час, и свое прибытие на станцию объявляет сам — глухим грохотом старых рельсов. Пассажиры, большинство из которых местные, заходят молча и рассаживаются по вагону рядом, чтобы быстрее продолжить утреннюю дремоту. Узкоколейка — их выход в мир, где есть школы, больницы и рынок по средам. Лучшие места у окон остаются свободными и понемногу, вместе с рассветом, открывают болотные пейзажи.

Все цвета вокруг не только неяркие, а смыты той вечной влагой, которая стоит в полесских лесах еще со времен создания мира. Из единичных домов выбегают дети, все в ярких грязных куртках, и бегут за вагонами. Еще такими же яркими бывают платки на старушках, которые медленно идут из ниоткуда в никуда.

Посреди маршрута попадаются поля с футбольными воротами, самодельными зрительскими скамейками и стадами коров, которые, выпасаясь, занимают сопернические позиции. Кто знает, возможно, когда поезд оставляет их без внимания, откуда-то берется мяч.

Далее локомотив пересекает самый длинный в Европе деревянный железнодорожный мост. 153 метра он едет над Стыром по аккуратным деревянным опорам, заложенным еще в 1906 году. Каждый раз на мосту поезд встречает дежурный, и, если поддаться полесской мистике и виду его костюма, можно поверить, что он тоже бессменный с тех времен.

Если выйти на станции «Локница-2» (как я люблю эти чудеса номинации — едва ли не в каждом селе есть Кафе 1, Кафе 2), на подводе можно добраться до соседнего села с красноречивым названием — Нобель. Первые поселения здесь существовали еще во времена мезолита, а в период Киевской Руси город неоднократно упоминался в летописях, в частности Ипатьевской. Нобель спрятан от суеты внешнего мира озером, которое омывает село с трех сторон. Огромные карпы и сомы, веками живущие в его водах, скорее похожи на мифическую стражу, чем простое блюдо селянского стола.

На въезде в Нобель подводу встречают застенчиво-улыбчивые дети. Туристы для них — люди из другого мира. За детьми идет настоящий пастух — человек без возраста, чертовски загорелый. Он сгоняет коров и держит пса на обычной железной цепи.

Старые деревянные дома украшены языческим солнышком под крышей. Кажется, здесь до сих пор природа не скрывает своих живых сил. Почти все окна окрашены в синий (видимо, так через них лучше видно небо). Вдоль дорог, на перекрестках, стоит много крестов, украшенных лентами. Местные называют их фигурами. Помню, кто-то испугался, что это печальные знаки, тогда пастух ответил красиво (лучше не скажешь): «У нас их много, это обереги, и пока они стоят — будет стоять и наша страна».

Когда едешь сюда, бывает, села кажутся обшарпанными, дороги — кривыми, люди — бедными. Но возвращаясь, видишь уже совсем другую, более глубокую суть, окружающего. Весь маршрут узкоколейки проходит по невероятной местности. Болота и озера, запахи мха и трав, узкие лесные дороги, по которым терпеливые лошади тащат переполненные товаром подводы, женщины без возраста, говорящие так быстро, что их не отличишь от птиц. Здесь течет Припять, древняя мифическая река. Говорят, что из ее тумана образовалось само небо, по крайней мере, полесское. Здесь другая жизнь, и хотя ехать лишь несколько сотен километров от Киева, эти места еще дальше, они — в другом мире, забытом и сохранившемся одновременно.

СПРАВКА

Узкоколейная железная дорога (узкоколейка) — это железная дорога, которая имеет более узкую, чем общепринятая, колею и которую обычно используют для перевозки грузов. Украинские узкоколейки имеют ширину 750 мм и функционируют в районах, где добывают торф, древесину, уголь. Три из них — Гайворонская, Боржавская и Антоновка-Заречное — также осуществляют перевозки пассажиров.

Узкоколейная железная дорога Антоновка — Заречное, заложенная в 1895 году, пролегает через семнадцать населенных пунктов Ровенской области, протяженность маршрута — 106 километров, средняя скорость поезда — 26,5 км. На перегоне Белое — Млынок поезд проезжает уникальный, самый длинный в Европе деревянный железнодорожный мост через реку Стыр. Для многих населенных пунктов узкоколейка Антоновка — Заречное является фактически единственной связью с миром.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать