Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

И все-таки она вертится!

Предновогодние рефлексии политика
28 декабря, 00:00
Объединенные социал-демократы на время рождественско-новогодних праздников объявляют себя партией Дедов Морозов. Как сообщили агентству Интерфакс-Украина в пресс-службе СДПУ(о), 779 городских и районных организаций партии во всех областях Украины превращены в оперативные штабы по обеспечению детей новогодними подарками. Праздничные маршруты социал-демократических Дедов Морозов пролягут, в первую очередь, в медицинские учреждения, где лечатся дети. Они положат подарки под елки в спецшколах и интернатах для детей-сирот, а также вручат их сотням семей с детьми-инвалидами. Новогодние сюрпризы получат более 200 тысяч мальчиков и девочек из далеких сел и больших городов Украины.

Остановиться, оглянуться, понять смысл прожитого, извлечь полезные уроки на будущее, чтобы облегчить жизнь народа, — таково для каждой серьезной политической силы символическое значение этих последних дней уходящего столетия. Каждому понятна условность временных границ, непрерывность течения истории, и все же желание осознать свое время, его сложнейший исторический контекст, подвести некоторые итоги, — это одна из самых насущных потребностей человеческой мысли.

Совершенно очевидно, что нынешняя ситуация в Украине не слишком располагает к оптимистическому восприятию действительности. Уходящий год отмечен неослабевающей политической конфронтацией, громкими скандалами, серьезными экономическими трудностями, подрывающими доверие народа к власти многочисленными фактами криминализация и коррупции. И хотя независимость Украины стала необратимым историческим фактом, далеко не все связанные с нею ожидания народа осуществились. А это и есть тот хлеб, которым традиционно питаются политические партии в борьбе за власть, пугая народ зловещими картинами краха страны. Да, народ устал, это правда. Но это далеко не вся правда. Независимо от политиков народ делает свои выводы. Он начинает понимать всю сложность переживаемого страной исторического поворота, который точнее было бы назвать землетрясением, потрясшим до основания всю нашу прежнюю жизнь. Наученный горьким опытом, он перестает верить в радикальные проекты переустройства общества, в щедрую иностранную помощь и в другие чудеса. Постепенно иллюзии исчезают, и приходит четкое понимание того непреложного факта, что только сам народ с его «работящими умами и руками» способен изменить свою жизнь к лучшему.

Крутые дороги первых лет нашей независимости не имеют цены. Опыт истории со всеми его подъемами и падениями, достижениями и ошибками, яростью и драматизмом дает, в конечном счете, ясное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», об исторически допустимых пределах социально-экономического и политического экспериментирования, корректирует практику строительства социально ориентированной рыночной экономики. Происходит возвращение от иллюзий к коллективному здравому смыслу. Некоторые наши политики, обладающие, как им кажется, абсолютной истиной в ее конечной инстанции, любят поговорить о том, что процесс строительства независимого государства надо было начинать по-другому, лучше, разумнее, основательнее. Этой прекраснодушной риторики, этой политической маниловщины у нас было предостаточно, но у реальной, а не воображаемой жизни свои весьма суровые законы. Теоретически можно предполагать различные варианты прошлых событий, но на самом деле все сложилось так, как сложилось.

Реальный ход событий имел свои исторические основания, свою логику. Ни народ, ни его политическая элита не были готовы к такому резкому повороту событий, каким явился распад СССР. Надо учесть реальный уровень нашей политической культуры, наши традиции, особенности национального характера, нашу жесткую зависимость от России и других советских республик, наше незнание законов функционирования рыночного хозяйства. Ситуация усложнялась взаимной борьбой непомерных «гетманских» амбиций политиков, не имевших достаточной подготовки, таланта, ответственности для того, чтобы указывать всей нации единственно правильный путь в светлое будущее. В политике долго доминировал митинговый энтузиазм, а власть с величайшим трудом пыталась удерживать страну от надвигающейся экономической катастрофы, часто не умея при этом предвидеть тяжелые социальные последствия своих практических мер. Некоторые политические силы подталкивали власть к экономическим экспериментам, для осуществления которых еще не было необходимых условий.

Драма любой, даже самой лучшей власти — в разрыве между мечтой и действительностью, между масштабом намеченных реформ и отсутствием на первых порах необходимых материальных предпосылок их реализации. То, что хочет сделать власть, далеко не то же самое, что она может сделать в конкретных исторических условиях. Новую историю страны нельзя начать писать, так сказать, с чистого листа, поскольку наше настоящее всегда «отягощено» материей прошлого.

В прошлое нельзя спрятаться, его нельзя отбросить и забыть. В нем много достойного уважения и сохранения, но и немало такого, что требует преодоления путем серьезного анализа и критики. Как тонко и глубоко понимали эту сверхактуальную проблему наши национальные гении! Великий наш Кобзарь, описывая один из самых кровавых эпизодов украинской истории, ставит проблему бессмысленности жестокого противоборства между близкими по крови и жизни людьми. Он отказывается героизировать такое прошлое и спрашивает себя о самом главном: ради чего мы так яростно враждуем, доводим себя до исступления, проливаем реки крови, сеем страдания и смерть? Почему забываем, что мы люди, братья, что в этой слепой и бесполезной вражде мы проигрываем судьбу своей страны, своих потомков, свое будущее? И дает поразительный по своей нравственной высоте ответ: «Сердце болит, а рассказывать надо: пусть видят сыны и внуки, что отцы их ошибались, пусть братаются вновь со своими врагами». Честно спросим себя: кто из нас способен на такую высоту духа? Ведь это мораль будущего.

Поразительна дальновидность и актуальность другого нашего гения — Ивана Франко. Всем, кто занимается политикой, я от всей души рекомендую прочитать и обдумать его «Открытое письмо к галицкой украинской молодежи» /т.45/, написанное почти столетие назад по поводу революционных событий в России. Этот человек, выстрадавший свое право обращаться к нации как пророк, переживших в свое время искреннее увлечение, а затем и разочарование марксизмом, предвидит падение абсолютизма в России и думает о великих задачах, которые новая эпоха ставит перед Украиной. Будущее он видит в союзе капитала и интеллигенции, в либерализме капиталистического толка. Когда читаешь этот документ, теряешь ощущение почти вековой дистанции. Такое чувство, что с нами говорит о наших бедах и болях современник, мудрый, вдумчивый, добрый и требовательный. «Перед украинской интеллигенцией открывается теперь, при более свободных формах жизни в России, огромная задача —создать из огромной этнической массы украинского народа украинскую нацию, единый культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни... к усвоению в самой высокой степени и в самом быстром темпе общечеловеческих культурных достижений, без которых сегодня ни одна нация и ни одно государство, даже самое сильное, не могут состояться». Иван Франко видит огромные трудности, которые встретит Украина на этом пути и формулирует главные условия становления независимости: «Без собственных школ и без выработанной образовательной традиции, без наполненного просветительскими и народолюбивыми идеями духовенства, без популярной литературы... без прессы, которая могла бы держать и систематически охранять знамя национальности и приложенной к местным потребностям, свободной культурной деятельности; без надежды на сильную фалангу вполне сознательных, высокообразованных представителей в органах законодательной власти, без сильной опоры в народных массах и интеллигенции наша Украина может снова оказаться в роли наковальни, на которой разные чужие молоты, будут выбивать свои мелодии...».

Социал-демократы не раз говорили о необходимости нового, более широкого взгляда на жизнь, о потребности в новой политической философии, преодолевающей в наших национальных традициях рецидивы хуторянства, гипертрофированных амбиций, претензий на монополию власти, нетерпимости к чужому мнению. В своем обращении к молодежи великий Каменяр зовет к пониманию всей исключительной сложности исторического процесса, к деликатности, толерантности, человечности. Он болезненно переживает раскол между востоком и западом страны и со всей страстью патриота призывает своих земляков — галичан с уважением и благодарностью относиться к «российской» Украине, от единения с которой в огромной мере зависит будущее всей нации.

Я бы посоветовал некоторым нашим сверхрадикалам, претендующим на национальную и политическую исключительность, вслушаться в эти поражающие своей злободневностью слова: «И нам иногда казалось, что мы — вся украинская нация, ее передовые ряды, ее представители перед всем миром. Теперь, когда на российской Украине не сегодня- завтра поднимутся десятки таких центров, какими теперь являются Львов и Черновцы, эта наша передовая роль окончилась. Мы должны чувствовать себя не пионерами, но рядовыми в великом строю и не смеем свои мелкие, локальные проблемы выставлять как проблемы всенародные, свои мелкие персональные амбиции выдвигать на первую линию общего интереса».

Я вынужден просить прощение у читателя за обилие цитат, но что делать, если в этих многими забытых страницах столько ума, блеска, такая глубина, такая свежесть чувств, мыслей, такая яркость стиля! «Наша литература и пресса должны перейти на более высокий уровень, если они не хотят погибнуть в конкуренции с тем типом литературы и прессы, который выработался в России, несмотря на цензурный гнет, а может, собственно, благодаря ему». Или: «Наш шумный, фразеологический и в большей части неискренний, не подтвержденный делом патриотизм должен уступить место серьезному, молчаливому, но глубоко ощутимому народолюбию, которое проявляет себя не в словах, а трудом. Наша массовая инертность, которая некритически воспринимает слова тех, кто волей случая был поставлен «во главе народа», стали послами, профессорами, председателями обществ и т.д., должна уступить место живой, критической работе мысли и готовности — всегда и всюду, во всех общественных делах говорить от своего имени».

Нам дорог и близок призыв Ивана Франко к моральному обновлению, его завет преодолеть в себе такие негативные черты как болтливость, нравственную жестокость, равнодушие к общему делу, азарт в мелочах, пустую амбициозность и отсутствие самокритики, желание изображать себя европейцами при недостатке культуры и образованности. Дорога и его вера в то, что поколения украинского народа сумеют проделать эту важную внутреннюю работу и подняться к высотам современной цивилизации.

Уходит в прошлое одно из самых величественных и трагических столетий мировой истории, явившее миру не только исключительную силу разума, фантастические возможности науки, но и чудовищные силы зла, беспримерную жестокость и страдания людей. Человечество больше не может и не хочет так жить, когда нравственный прогресс далеко отстает от прогресса технологического. Мир устал от бесконечных политических конфронтаций, классовой борьбы, жестокого соперничества в борьбе за мировую гегемонию. Отражая реальные противоречия, политическая философия пронизана полярностью, противопоставлением хорошего и плохого, своего и чужого, правого и левого, частного и общего. А жизнь гораздо шире этой окостеневшей диалектики. Она все более тяготеет к сформулированному физиками принципу дополнительности, который, мы надеемся, займет достойное место в нашем общественном сознании. Жизнь человеческого сообщества далеко не исчерпывается яростной, непримиримой борьбой противоположностей, она в гораздо большей степени компромисс дополняющих друг друга компонентов.

Нас еще крепко держат в плену идеи вечного классового противоборства, противоположности и антагонизма интересов. Навязанные нам политические стереотипы заслоняют от нашего сознания новые реалии, в частности тот факт, что на наших глазах меняется логика мировой истории. Мировой капитализм уже давно сделал необходимые выводы из опыта социализма. Благородные по своей сути цели, провозглашенные социализмом, практически недостижимы без капитализации экономики и переживаемой Западом технологической и информационной революций. Оба кардинальных течения мировой истории и практики, как это ни парадоксально на первый взгляд, не столько борются между собой, сколько дополняют и взаимообогащают друг друга. Это вполне соответствует принципам социал-демократии, чьим идеалом является высокоорганизованное консолидированное общество без баррикад и классовой борьбы. Стихия рынка дополняется и канализируется целенаправленным регулированием и управлением. На примере Японии и Китая можно видеть, как рынок сочетается со стратегическим планированием, включающим концепцию долгосрочного развития национальных экономик. Здесь достигнут союз и компромисс форм собственности, еще недавно взаимно исключавших друг друга, — индивидуальная частная собственность сочетается с государственной, кооперативной, акционерной, функционирует смешанная экономика. В Китае этими процессами руководит коммунистическая партия. «И невозможное — возможно», — как сказал поэт.

Как ни трагично прошлое, как ни велики преграды на пути цивилизованного развития, человеческий разум, в конечном счете, находит выход из самых сложных и запутанных ситуаций. Преодолевая тяжелое наследие многовекового противостояния интересов, классов, формаций, человеческое сообщество движется к согласию и солидарности. Украина, будучи частью этого сообщества, движется в том же направлении. Были в нашей истории времена пострашнее, и все же народ выстоял. Он по своей природе миролюбив и трудолюбив, под ним богатая и щедрая земля, над ним чистое, мирное небо. Чего еще желать? У нас нет недостатка в интеллектуальных силах, есть богатый исторический опыт — свой и чужой, есть пример более удачливых стран, нашедших дорогу к процветанию. Значит и у нас все должно получиться. «Будущее, —как справедливо заметил один мудрый человек, — это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем. Дороги следует не искать, а строить. Сам процесс строительства меняет как самого творца, так и его судьбу».

Жизнь продолжается. Надо только чаще возвышаться над мелкой политической суетой, ставить себе большие и благородные задачи, верить в высокие идеалы добра и помнить вещие слова великого Галилея, дошедшие до нас сквозь мрак средневековья: «И все-таки она вертится!».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать