Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Планета №6

Более 30 проверок органов госконтроля пережил «День» за два с половиной года своего существования
13 июля, 00:00

«О, друзья, вижу. Подвесные потолки. Очевидно эти деньги вы не доплатили в качестве налогов. А у нас как раз к плану не хватает 500 тысяч гривен...»

Эта былина про налоговую, рассказанная председателем Госкомитета по вопросам развития предпринимательства Александрой Кужель, очень популярна сегодня среди бизнесменов, давно зарубивших себе на носу, что бизнес в Украине возможен лишь при власти. Практика украинского предпринимательства показывает, что понятие «при власти» не ограничивается расположением со стороны какого-то влиятельного чиновника (да-да, с этими реалиями все смирились). Оно еще означает и умение строить «компромиссные отношения» с чиновниками рангом поменьше. С теми, кто сидит в налоговых, пожарных и прочих государственных контролирующих органах и в случае «недоговоренностей» имеют возможность и право, прикрываясь законами и огромным количеством подзаконных актов, (часто противоречащих друг другу), фискально давить на любой вид деятельности. Те, кто сумел построить «правильные» (совсем не значит честные перед бюджетом государства), отношения, а проще говоря — договорился, могут работать легально. Кто, по каким-либо причинам, этого не сумел — или разорился, или же перебрался в «тень». Таковы реалии и общепринятая практика. Главное в сказанном то, что этот чистой воды «беспредел» — правда.

Маленький штрих. Киевский предприниматель, просивший не называть его фамилии (что само по себе характеризует степень доверия к государству), рассказал «Дню», что в журнале регистрации проверяющих у него за этот год лишь одна запись. «У вас была лишь одна проверка?» — уточнил корреспондент «Дня». «Нет, — последовал ответ, — у меня их с января было больше десяти. Когда я пытался зарегистрировать очередную внеочередную проверку, мне четко давали понять, что если я это сделаю, а значит укажу в журнале цель контролирующего визита, то какой бы невероятной на первый взгляд она ни была, контролирующие органы его выполнят. Поэтому, объясняли мне, лучше договориться и расстаться полюбовно»... Иными словами, государство, именующее себя правовым, законными и не совсем такими методами подмяло под себя бизнес, оставив за собой право любого контроля и любых решений.

Сегодня, в преддверии президентских выборов, государство, отработав модель подавления и устрашения инакомыслящих на бизнесе, обратило бегающий взгляд на средства массовой информации. Здесь, в принципе, срабатывают те же приемы. С той лишь разницей, что контролирующие органы выступают в роли инструмента конкурентной борьбы не только в финансовом, но и в политическом спектре. То есть, если не возможно подавление цензурой (а в оппозиционных СМИ — не возможно), значит давить начинают экономическими методами.

Конечно, контролирующие госорганы могут верить в то, что они «санитары леса» и, зарабатывая на инакомыслящих, помогают обществу. На самом же деле их просто используют, устраняя их руками неугодных «попутчиков» по дороге «кандидата №1» к президентскому креслу.

Примечательно, что подобные методы устранения стали очевидны даже иностранным экспертам. То есть тем, кто как ни старался, не мог увидеть благополучных изменений в стране, где принята более-менее демократичная Конституция. Цивилизованные люди, мягко говоря, удивились, узнав, что под эти демократические законы в Украине издаются такие подзаконные акты, которые в неадекватности законодательству могут поспорить, пожалуй, лишь с «устными» директивами, раздаваемыми на Банковской и Грушевского. В начале мая, как все мы хорошо помним, в международный День свободы прессы американский Комитет защиты журналистов присвоил украинскому Президенту шестое место в номинации «враг прессы». «Пользуясь законами о налогах и клевете как оружием своего вражеского отношения к журналистам, Кучма душит наименьшее выражение оппозиции... Его политика налогообложения вынуждает печатные и электронные СМИ без заграничной поддержки искать финансовой помощи у бизнесменов и политиков, которые потом требуют необходимых им публикаций...». Это цитата из заявления Комитета защиты журналистов. Месяцем позже, то есть в июне, Украине была устроена публичная порка на ассамблее Совета Европы. Почему-то бытует (и поддерживается целенаправленно со стороны придворных СМИ) мнение, что Украину обвиняют лишь в нерешении проблемы смертной казни. Это не так. На самом деле Совет Европы выдвинул три пункта равнозначных обвинений: местное самоуправление, свобода слова, смертная казнь... Украине вновь дано время (на этот раз 6 месяцев) на демонстрацию конкретных шагов «по усилению цивилизованности».

Иными словами, соседствующая с нами Европа сомневается не столько в нашей цивилизованности и демократичности, сколько в нашем желании стать такими хоть когда-нибудь. Украина, проводя подобную внутреннюю политику, все дальше в собственном броуновском движении уходит за пределы цивилизационной галактики. Мы еще не демократическое государство, но уже «планета №6». Иначе как назвать территорию, населенную людьми, провозгласившую рыночную модель отношений и при этом, по словам председателя Госкомитета по развитию предпринимательства, на каждые десять миллионов работающих командирующую миллион (!!!) представителей госконтролирующих органов. Последних, как понятно, содержат налогоплательщики.

«Подзаконные акты порядка ста структур сегодня имеют право контроля предпринимательской деятельности. 1300 законодательных актов регламентируют этот вид деятельности. 28 контролирующих структур имеют фискальные функции (то есть право прийти и забрать, списать средства. — Ред. ). В регионах госструктуры, представляющие министерства и ведомства, фактически переведены на самоокупаемость, и, как следствие такого неофициального сращения власти и бизнеса, они просто зарабатывают деньги. Кроме этого, предельного внимания заслуживает тот факт, что 30 процентов штрафных санкций, собранных Государственной налоговой администрацией, остается в ее ведомственном бюджете. Сами налоговики руководствуются планом, а не фактами нарушений, и даже в госбюджете отведено отдельную «штрафную» графу. Чем не стимул для инквизиторской деятельности и провокаций с их стороны?», — сообщили корреспонденту «Дня» Яне МОЙСЕЕНКОВОЙ в Госкомитете по развитию предпринимательства.

Тот, кто удивится факту, приведенному А. Кужель, а именно: из 2,5 тыс. кооперативов, зарегистрированных в Херсонской области с 1989 года, сегодня «уцелели» лишь... два (!!!), пусть перечитает предыдущий абзац. Складывается четкое представление о том, что созданная нашим государством огромнейшая контролирующая машина призвана к одному: задушить все живое, способное двигаться в сторону роста. Примечательно, что сделать это можно вполне законно. Судья коллегии по пересмотру решений Высшего арбитражного суда Украины Аркадий Улицкий рассказал корреспонденту «Дня» Оксане ПАНЧЕНКО , что: «Если руководствоваться п.2 ст.34 Закона Украины «О предприятии», то он предусматривает ликвидацию предприятия в том случае, если оно не выполнило условий, установленных законодательством. Но практически механизм действия этой статьи не разработан. Процедура ликвидации не отрегулирована.

К примеру, такое решение принимает местный совет. В дальнейшем оно может быть рассмотрено судебными органами. И если суд подтвердит решение административного органа, то возможна ликвидация предприятия: прекращение деятельности, реализация активов и пассивов. Согласно Закону посредством административных органов конфискация имущества не допускается, как и признание его безхозным. В то же время контролирующие органы, такие как пожарные, налоговые, санстанция и под., могут применить определенные санкции. Скажем, налоговая — приостановить осуществление операций, наложить финансовые санкции. С точки зрения Закона цель их работы — устранение нарушений. Наибольшая проблема в их работе — объективность. В моей практике был случай, когда одна из контролирующих организаций по отношению к подконтрольному предприятию в феврале сделала вывод, что по вине последнего вытоптана трава (!) вокруг предприятия. Субъективный фактор часто присутствует. Обидно, когда нельзя применить право на защиту своих интересов в отношении с контролирующими органами. Правда, их радикальные решения можно оспорить в суде. Но часто бывает уже поздно».

Редакция газеты «День», пережившая за последние два с половиной года более 30 проверок различных контролирующих инстанций, сегодня имеет практически ежедневное удовольствие общаться с налоговиками Минского района, нагрянувшими внезапно и внепланово. Которые и не скрывают, что намерены провести в редакции «Дня» не менее полутора месяцев. Анализируя все выше сказанное, а также поведение «минских» налоговиков, газета считает уместным задаться вопросом: «Как «некарманное» СМИ может противостоять контролирующей машине, явно намеренной экономически подорвать средство массовой (!) информации, вплоть до ликвидации? И вообще, как законодательно выписана процедура закрытия СМИ?». Особенно, если налоговой «задача поставлена»?

«Закрыть СМИ в Украине элементарно просто и буквально за один день, — заявил корреспонденту «Дня» Татьяне ШУЛЬГАЧ секретарь парламентского Комитета по вопросам правовой реформы, народный депутат Александр Лавринович. — Дело в том, что необходимые законы есть, но в Украине на сегодняшний день не существует народовластия, народ не влияет на принятие политических решений. Это все следствия того, что в Украине культивируется правовой нигилизм. Наблюдается демонстративное, наглое, циничное игнорирование действующими в Украине законами, начиная от главы государства, правительства, парламента. А ответственность административная, дисциплинарная, гражданская или криминальная наступит только тогда, когда появится ответственность политическая.

Я вам могу посоветовать бороться с налоговой так: или взаимодействовать с теми, кто имеет сегодня смелость и мужество противостоять существующей системе государственной власти и делать посильные взносы в формирование мыслей у граждан Украины о необходимости ее смены на систему открытого общества. Или же другой вариант — на первой странице вашей газеты помещать портрет президента, на второй писать о том, какие правильные решения им приняты, а на третьей пишите о несовершенстве законов и о страшно деструктивном парламенте, который не позволяет позитивно решать проблемы в Украине. На последней странице можете печатать фотографии красивых женщин и анекдоты — тогда у вас будет все нормально».

А что же цивилизованная Европа, на опыт которой так любят ссылаться и в Администрации президента, и в Кабмине? Как там «чувствуют» себя оппозиционные СМИ? Вот что узнал корреспондент «Дня» Виктор ЗАМЯТИН от второго секретаря отдела прессы и связей с общественностью канцелярии Посольства Великобритании Джудит Гардинер: «В Великобритании сейчас нет отдельных законов о прессе. Не существует механизма, согласно которому госорганы могут закрывать газеты. Однако государство может использовать Акт о Государственной Тайне и законы о дезинформации для того, чтобы помешать опубликованию отдельных статей. Также прессе не разрешено разглашать информацию о судебных процедурах, которая может повлиять на результат судебного дела. Правительство может обратиться в суд, чтобы заблокировать публикацию материалов. Большинство судебных дел, которые были открыты против прессы, являются делами о клевете, начатые частными лицами. Пресса может защищать себя через суд. Великобритания подписала международные и многосторонние конвенции, такие как Конвенция ООН о политическом и гражданском праве и Европейскую Конвенцию Прав Человека.

Мы не можем вспомнить случай, когда государственные органы закрыли британскую газету»...

А мы в Украине можем. Это масштабное использование госмашины против (как оценивать деятельность этих газет — вопрос другой) «Киевских ведомостей», «Правды Украины», «Политики», «Днепропетровской правды»...

P.S. «День» намерен масштабно поднять вопрос о деятельности контролирующих органов. Опросив предпринимателей, редакция решила начать свою акцию с детального рассказа о методах работы налоговой администрации. Однако, следуя идее объективности и непредвзятости к контролирующим органам (то есть, понимая, что зачастую органы эти используются в нечистой игре более высокопоставленных лиц), «День», вместо пересказов о бесчинстве налоговиков (а мы таких историй от реально действующих предпринимателей знаем немало) решил предоставить возможность высказаться самой Государственной налоговой администрации. «День» в конце прошлой недели официально пригласил на круглый стол председателя ГНАУ Николая Яновича Азарова. Нашим читателям и нам была бы интересна оценка Николая Яновича касательно тенденций и перспектив фискальной системы государства, возможности «выживания» бизнеса в условиях усиливающегося давления налоговых органов. Кроме того, журналисты «Дня» хотели бы услышать комментарии, касающиеся конкретных примеров действий подчиненных Николая Яновича. В частности, мы бы хотели знать, не является ли сегодняшний внеочередной, комплексный (с обещанием работать полтора месяца) налоговый десант в нашу редакцию делом, что называется, политически заказным? И вообще, что думает сам Николай Янович об угрозе использования его организации в политической и финансовой борьбе, все более обостряющейся в преддверии октября? Вчера пресс-секретарь главы ГНАУ Лариса Демидова подтвердила получение приглашения и сообщила, что Николай Янович с понедельника в отпуске. Редакция газеты надеется, что, отдохнув, глава ГНАУ непременно станет гостем «Дня».

P.P.S. Вчера замначальника налогового управления Минского района Оксана Оксанич подтвердила корреспонденту «Дня» факт внеплановой налоговой проверки редакции. И выразила готовность рассмотреть все возможные претензии к действиям направленных в «День» ревизоров-инспекторов, в случае, если они будут предъявлены письменно и непосредственно руководством газеты.

Редакция «Дня» намерена воспользоваться этим правом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать